Среди городского шума и вековых тополей возвышаются стены церкви Рождества Иоанна Предтечи. Он стоит в самом центре города Кирова, посреди жилых домов. Наш храм был создан в форме корабля, символизирующего, что Церковь, как корабль, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой гавани в Царстве Небесном.
Церковь Иоанна Предтечи сегодня является третьей по древности действующей православный храм в нашем городе. Строительство началось в 1711 году. Прошли годы, и вместо деревянной церкви начали возводить каменный Предтеченский храм.
В 1904 году в нашем храме служил праведный Иоанн Кронштадтский, оставив добрый след в истории храма, поэтому при его молитвенной поддержке рядом с храмом была построена каменная двухэтажная приходская школа.
Появление в Вятке близ Иоанно-Предтеченской площади кирпичного здания градской двухклассной церковно-приходской школы, построенной в 1903 г. по проекту архитектора И. А. Чарушина, стало символом своего времени. [1]
В ходе великих реформ Александра II, в связи с созданием в 1864 г. земств появляются земские школы. В 1872 г. была проведена общая реорганизация системы народного образования. В 1877 г. в соответствии с правительственным указом забота о начальном образовании перешла в ведение городских дум. В 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах». Заметно активизировалась деятельность Церкви после императорского указания Св. Правительствующему Синоду оказать помощь Министерству народного просвещения в области народных школ открытием приходских школ при церквах, что позволило одновременно с распространением земских увеличить масштабы и темпы строительства церковно-приходских школ[2]
Так, в 19 сентября 1901 г. «Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке» был представлен на 4-х графических листах. Он включал генеральный план места, главный фасад, планы нижнего и верхнего этажей, разрез по лестнице. Чертежи, выполненные в виртуозной графической технике с обозначением материалов конструкций, имеют авторскую подпись. Проект архитектора И. А. Чарушина был рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского губернского правления, подписан губернатором для исполнения.
Когда в 1900 году Государь Император Николай II заболел тифом, во всех епархиях стали совершаться молебны о его здравии. Молились об этом и вятские люди. Когда наконец до Вятки долетела радостная весть о выздоровлении Царя, Вятский Епископ Алексий (Опоцкий) предложил в память выздоровления Государя построить в городе церковноприходскую школу. Об этом было доложено Царю Николаю II, который оставил такое резюме на докладе от 26 января 1901 года: «Прочел с удовольствием». Организацию строительства школы поручили священнику Вениамину Тихоницкому, будущему Архиепископу Кировскому и Слободскому. Но поначалу пожертвования оказались очень скудными, и тогда отец Вениамин обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который прислал в ответ икону Спасителя. После этого вятские купцы сделали несколько богатых пожертвований, и уже через два года школа была открыта. Вполне вероятно, что отец Иоанн Кронштадтский, будучи в Вятке, увидел и новую церковноприходскую школу, к судьбе которой имел прямое отношение.[3]
Организация образовательного процесса в соответствии с действующими образовательными стандартами; - реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое и хоровое воспитание подрастающего поколения в системе дополнительного образования; - подготовка музыкально одаренных детей к профессиональной деятельности в области хорового искусства и культуры; - преподавание хорового искусства, живописи, краеведения, истории религии, славянского языка; - участие учащихся школ в концертных выступлениях, фестивалях-конкурсах и других мероприятиях светского и религиозного характера. При воскресной школе действует детский церковный хор "Ника", который участвует в богослужениях храма в честь Рождества Иоанна Крестителя. Коллектив также неоднократно участвовал в литургиях в храме Троицы Живоначальной села Чудиново Кировской области и был в составе сводного детского хора на архиерейском богослужении в Свято-Успенском соборе
Вначале это были ребята разного возраста, с разными вокальными способностями, состав хора постоянно менялся: не у всех детей была возможность посещать занятия регулярно, и часто вместе с теми, кто давно поет и чему-то научился. Абсолютно все дети могут попасть в хор, особого прослушивания нет, так как всех детей можно научить петь. Конечно, сначала идет работа над словом, а затем над красотой звука. Голос - это музыкальный инструмент, которым можно научить управлять ребенка как можно раньше, чем раньше начнутся занятия, тем быстрее и точнее будет развиваться координация между слухом и голосом, певческим дыханием и поддержкой. Велика роль преподавания церковного пения в нравственном воспитании детей. Ребята откликаются на церковное пение, чувствуют его на подсознательном уровне — это привлекает их еще больше. Духовные песнопения не надоедают! И точно так же, как любая молитва меняет человека духовный мир студентов и, прежде всего, их нравственность. Искусство может увлечь человека. Детей могут интересовать только глубокие мысли и чувства. Музыкальное самообразование определяет не только формирование желаемых черт характера у ученика, но и стремление удовлетворить свои духовные потребности. Музыкальное самообразование — это поиск, усвоение, пополнение музыкальных знаний учащегося. Антуан де Сент-Экзюпери в "Цитадели" говорит, что в умирающих цивилизациях люди перестают петь, смеяться и строить. Наше поколение не может допустить, чтобы это произошло. Хоровое пение с его многовековыми традициями может укрепить в ребенке лучшие качества и воспитать в нем нравственную красоту.
[1] Герценка : Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 15 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2009. – 279 с. : ил.
[2] Энциклопедия российской монархии. М. : Эксмо, 2002
[3] Сайт Вятской епархии (https://xn----7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/news/eparchy/7677/)