История древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира.
Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию.
753 г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима.
Историю Римского государства делят на 3 периода:
- царский (середина VIII в. до н.э. – 509г. до н.э.);
- республиканский (509 – 27 гг. до н.э.);
- имперский (27г. до н.э. – 476г. н.э.).
Древнейший и первый период римской истории (то есть период от образования римской общины до установления республики) принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими находками, древнеримская община сложилась путем слияния (синойкизм) 3-х племен: латинян, сабинян и этрусков.
Следовательно, община состояла из 3-х племен (триб), 30 курий и 300 родов. Во главе общины был вождь – рекс –избираемый римлянами на народном собрании. Совет старейшин – сенат – решал вопросы касательно должности и выборов рекса, по внешней политики, принимал решения кого наделять землей.
Общие вопросы местного характера рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом.
Члены старейших римских родов назывались патрициями, которые исконно проживали на этих землях. Пришлое население, оказавшееся вне римской родовой общины, получило название плебса. Плебс возрастал в численности, плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Это вело к недовольству.
В сфере экономики плебеи добивались ограничения долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи. В политической сфере они добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат. В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями и вхождения в жреческие коллегии.
В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство.
В результате первой сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената.
В ходе второй сецессии плебеи потребовали записи обычаев, и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры). Децелебры составили 10 досок законов (таблиц), после добавления еще 2 таблиц децелебры установили в Риме тиранию.
В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун. Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.
Патриции упорно не желали допускать плебев к управлению. Но, принятый закон Лициния и Секстия устанавливал, что 1 консул должен избираться из патрициев, а 2 из плебеев. К началу 3 века до н. э. плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в сенат и жреческие коллегии.
Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связано с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к 6 в. до н. э.
Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима было разделено на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был формировать указанное количество воинов, из которых формировались центурии – сотни:
- 1 разряд – 80 центурий тяжеловооруженных воинов и 18 центурий конниц.
- 2,3,4 разряды – 20 центурий
- 5 разряд – 30 центурий легковооружных воинов
- 6 разряд – 5 вспомогательных центурий
Всего войско насчитывало 193 центурии воинов, куда призывались все римляне с 16 до 45 лет. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. К куриатным собраниям добавились центуриатные (центуриатные комиции), где каждая центурия имела 1 голос, и положительное голосование центурий 1 разряда было достаточно. То есть фактически важные вопросы решались наиболее состоятельной частью общества.
Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу, которое усилило процесс ослабления кровнородственных связей.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги.
Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела 1 голос.
Таким образом, реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях, включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях.
Исходя из сказанного, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов, которые были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Изучение истории римского общества, прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только Древнему Риму черт имеет особый интерес. Ведущие факторы древней истории получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. В целом Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду.