- Время чтения: 4 мин
Честно, я пытаюсь добросовестно вести свой бархатный планер, причем гелевой ручкой, понятным почерком и даже с рубриками. Так, чтобы если мой планер случайно кто-то обнаружит, мне не было бы стыдно за написанное. А потом я еще и следую этому плану! Но толк от этого есть не всегда. К концу недели стабильно остаются три-четыре невыполненные задачи. А знаете почему? Да потому, что даже банальный разбор рубашек и брюк в шкафу отнимает больше времени (и сил), чем только можно было вообразить при планировании недели. Особенно когда ты этим занимаешься по-зимнему, то есть с заложенным носом.
Но так ли хороша мода на планирование и продуктивность, как нам кричат все на свете каналы о мотивации, каждая вторая картинка на Пинтересте и любая вдохновляющая футболка с подписью make every day productive? А нужен ли планер для творчества? Достоевский, например, наперекор всем советам об эффективном планнинге писал романы ночью. Толстой мог ничего не писать месяцами.
Чем концепция планеров гениальна? Пожалуй, тем, что выполнение всех задач из списка и в самом деле дает удовлетворение. Под конец дня не бывает чувства впустую растраченного времени. Выводишь черненькие галочки, заполняешь маркером кружочки в трекере – чувство «закрытой смены…
А вот чем эта концепция плоха – так это нудностью. «Сегодня на вечер запланирован фильм, значит – буду смотреть фильм». А что, если вечером неожиданно захотелось попробовать легкий рецепт из поваренной книги? Неужели отказывать себе из рабской верности какому-то планеру? Или: «Я себе на сегодня наметил поработать ровно два часа, значит – пора прерываться и иди гулять». А что, если два часа я смотрел в одну точку, а в поток смог войти ровно к окончанию этого срока? В таком случае прогулка собьет меня с нужного пути, а на следующий день на поиск утраченного вдохновения у меня уйдет уйма времени, если поиски вообще увенчаются успехом. Однажды упустив, можно и не найти.
Распорядок дня и дисциплина – это важно. Для людей, которые стараются поддерживать несколько сфер жизни одновременно (работа, учеба, отношения, музыка, танцы, языки), распорядок дня – чем жеще, тем лучше – не просто желателен, а жизненно необходим. Без него сложно увидеть общее направление своей жизни. Я искренне считаю, что простой ежедневник наверняка немало помог выдающимся людям самых разных профессий, даже творческих (приведу в пример Джека Лондона с его сотней рассказов, половина из которых – признанные шедевры). Без жестких рамок трудно творить. Это доказывают и виртуозные советские фильмы, снятые во время цензуры и ограничений.
Но все-таки излишнее планирование и упорядочивание убивает творческую энергию, стирает весь смысл творчества, да и жизни. Доскональное планирование спасает от неожиданностей, да, но отучает от дерзкой спонтанности, которая порой рождает самые правильные решения (мне так однажды в голову пришла мысль перевестись из одной школы в другую, просто так, без причины – судьба вознаградила самым душевным коллективом и самым интересным классом).
А еще фанатичное планирование делает работу конвейерной (примером книги Стивена Кинга последних десяти лет). И этого нужно остерегаться. То же самое могу сказать и об излюбленной теме американского ютюба – ежедневных ритуалах (morning / night routines). Хотя это тема для другого разговора...
В моем телеграм-канале я много пишу о продуктивности (ложной и настоящей), дружбе (ложной и настоящей), соцсетях, Ютюбе, коллективах, зависти и странностях современной жизни. Иногда с оптизмом. Заходите на чай.
И напоследок вопрос: как вы думаете, кто вообще придумал, что планирование должно быть красивым? Делитесь своим мнением в комментариях.