Мужской макияж глаз – это всё ещё объект для удивленных взглядов и повод для вопросов. Но что если копнуть глубже?
Ливано-британский журналист Захра Ханкир исследовала эту тему с разных сторон и написала книгу про подводку для глаз – Eyeliner: A Cultural History. По её мнению, такой вид макияжа имеет большой социальный вес и богатую историю.
«Она о власти. О расе. О религии. О сообществе. Я хочу, чтобы люди думали по-другому, когда видят подводку для глаз». Так автор объяснила интерес к этой теме.
На русский язык книгу пока не перевели, поэтому ниже – обзор некоторых тезисов издания.
1. Древний Египет
По данным историков, именно египтяне первыми начали использовать косметику – более четырёх тысяч лет назад. Причин было несколько. Жрецы стремились подчеркнуть приближенность к богам, поэтому «рисовали» себе такие же глаза, как у бога Гора. Позже эту моду подхватили фараоны и не только.
К тому же такая подводка считалась полезной для здоровья глаз. Натуральные компоненты помогали защитить слизистую от развития инфекций в жарком климате.
По найденным маскам фараонов можно понять, как выглядели правители Древнего Египта с макияжем.
2. Викинги
Обведённые чёрным глаза наводили ужас на врагов скандинавских мореходов. Но викинги делали это не только для устрашения противника. Цель была практической. Подводка была нужна, чтобы во время морских походов не слезились глаза. Со временем такой раскрас стал частью образа викингов в искусстве.
3. Современная Индия
Если вы были в этой стране, то могли видеть мужчин и детей с подкрашенными глазами. Во-первых, это считается защитой от сглаза. Во-вторых, натуральную индийскую подводку сурьму тоже используют для оздоровления. В составе – природные антисептики, натуральная сажа или измельчённые минералы. Некоторые индусы закладывают в нанесение сурьмы религиозный смысл.
4. Красная подводка в Японии
Японцы издавна верили, что красный цвет изгоняет демонов и защищает от бед. Он считается цветом солнца и символом жизненной силы. В 710-794 годах до нашей эры сапфировый пигмент в Японии использовали мужчины и женщины высокого социального статуса.
Красный цвет в одежде у японцев встречается не так часто. Они больше используют его для ритуалов: рождения ребенка, первого посещения храма, свадеб и т. д.
5. Брачные игры в Африке
Кочевое племя Водаабе, которое живёт в окрестностях Чада, раз в год проводит фестиваль плодородия. По сути, это конкурс красоты, в котором девушки-судьи оценивают внешность мужчин. В финале они выбирают самых привлекательных на роль мужей или любовников.
Мужчины Водаабе красят глаза и губы чёрным, чтобы подчеркнуть белизну белков глаз и зубов, понравиться девушкам и выиграть в конкурсе. В племени такой мейкап считается эротически привлекательным.
6. Музыканты
Артисты – особая каста. И на сцене в плане имиджа и самовыражения простора больше, чем в обычной жизни. С подводкой глаз в своё время экспериментировал Чарли Чаплин. Актёр верил, что это делает взгляд более выразительным и создаёт забавный, но при этом немного грустный образ.
Глаза подводили многие музыканты: Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Курт Кобейн, группа Måneskin и другие.
7. Барберы
Мужские парикмахеры тоже используют чёрную подводку в своих образах. Это придаёт их имиджу богемности и таинственности.
Пример – московский барбер Сэр Ножницы, который вошёл в число призёров Barber King 2021.
Получается, мужской макияж глаз – идея не новая. Хотя и воспринимают его всё ещё как вызов, эпатаж и экстравагантность.
А вы бы решились на такой мейкап?