С 26 декабря Комиссия по международной торговле США вводит запрет на импорт Apple Watch. Купертино рискует многомиллиардным бизнесом. Но у компании есть несколько дней, чтобы всё исправить.
Что случилось?
Между Apple и производителем медицинского оборудования Masimo есть давний патентный спор. Masimo известна своей технологией пульсоксиметрии (SpO2), которая позволяет оценивать уровень насыщения крови кислородом при помощи оптического сенсора. Компания утверждает, что калифорнийский техногигант использует запатентованную разработку без разрешения.
Стороны пытались договориться о лицензировании ещё в 2013 году. Но по итогу представители Masimo обвинили Купертино в переманивании ключевых инженеров, которые помогли воссоздать технологию измерения содержания кислорода в крови. Осенью 2020-го дебютировали Apple Watch Series 6 — первые «яблочные» часы с технологией SpO2.
В том же году Masimo подала в суд, обвинив Apple в краже коммерческой тайны и нарушении 10 патентов, а затем оформила отдельное дело через Комиссию по международной торговле (ITC). В 2022-м в суд отправился ответный иск: Apple утверждала, что соперник создал клон Apple Watch — Masimo W1 Medical Watch.
В октябре 2023 года ITC встала на сторону Masimo и издала запрет на импорт, а также приказала прекратить продажу уже ввезённых продуктов, нарушающих патенты Masimo. 25 декабря заканчивается 60-дневный срок, в течение которого президент США Джо Байден или торговый представитель страны Кэтрин Тай могут наложить вето на решение комиссии.
Что будет делать Apple?
Юристы говорят, что президент «чрезвычайно редко» отменяет решения Комиссии по международной торговле. И нет причин полагать, что дело Apple — исключение. Хотя однажды Купертино удалось добиться вето: в 2013-м Барак Обама отклонил запрет на импорт iPhone, которого добивалась Samsung. Но в том случае Apple смогла доказать, что имело место нарушение принципа справедливого, разумного и недискриминационного лицензирования. Кроме того, запрет касался старых моделей устройств.
«Яблочная» корпорация объявила, что прекратит продажи Ultra 2 и Watch Series 9 на своём веб-сайте для Штатов с 21 декабря. Те же модели исчезнут с прилавков розничных магазинов 24 декабря. Позже часы ещё можно будет найти у ритейлеров вроде Best Buy, пока у них хватает запасов на складах. На Apple Watch SE запрет не распространяется, так как гаджет не оснащён функцией измерения уровня кислорода в крови.
Сдаваться без боя в Купертино не планируют. Компания пообещала подать апелляцию. Однако это длительный процесс, который способен занять до полутора лет. Ещё Apple может попытаться выбить приостановку запрета. Правда, юристы сомневаются в успехе мероприятия: будет сложно доказать, что запрет нанесёт бизнесу непоправимый вред.
Радикальный способ всё исправить — выпустить обновление ПО, которое отключит датчик SpO2. Как пишет Bloomberg, инженеры Apple действительно пытаются изменить алгоритмы измерения кислорода в крови. Но и тут есть проблема: патенты Masimo касаются аппаратного обеспечения, поэтому программных правок наверняка окажется недостаточно.
Есть варианты, которые обойдутся калифорнийцам в копеечку. Можно сесть за стол переговоров и заключить лицензионное соглашение на необходимые патенты. Глава Masimo Джо Киани сообщил, что готов договариваться об отступных, но при условии доработки Apple Watch под контролем правообладателя. Или можно перенести производство умных часов на территорию США — в таком случае запрет на импорт потеряет смысл.