Тактики и последствия нацистской пропаганды, которая омрачила жизнь многих на оккупированных территориях РСФСР.
Нацистская пропаганда, действовавшая на территории РСФСР во время войны, была средством информационной войны, мощным инструментом психологического воздействия, направленным на разрушение морального духа нации, распространение страха и недоверия, а также стимулирование коллаборационистских настроений среди мирного населения.
Геббельсовская пропаганда
Геббельс не зря вошёл в историю как гений агитпропа. Он превосходил самого Гитлера и в таланте публициста, и в таланте организатора, хотя, разумеется, уступал фюреру в политической интуиции, харизме и лидерских качествах.
Под руководством Геббельса была выстроена мощная и эффективная система промывки мозгов населения Германии и оккупированных территорий.
В геббельсовском Министерстве просвещения и пропаганды постоянно заседал «мозговой трест», разрабатывавший агитационные кампании, проводимые различными министерствами и ведомствами. Нацисты зорко следили за идеологической правильностью радиопередач, кинофильмов и театральных постановок. С редакторами всех газет и журналов регулярно проводились разъяснительные беседы.
Красная Армия рисовалась послушным орудием в руках большевиков, грезивших о «мировой революции». Особое внимание уделялось бездарности и жестокости советского военного командования, которое не способно побеждать, иначе как числом. А также – безропотности и фанатизму простых красноармейцев, которые послушно идут на убой, как стада скота.
Ближе к концу войны официальная пропаганда стала постепенно менять образ красноармейца – с пассивного дегенерата на фигуру убеждённого, фанатичного, ненавидящего врага. Такого, который, если доберётся до Германии, то буквально завалит её репрессиями и заставит содрогнуться весь мир.
Эта пропаганда работала эффективно: немцы относились к советским людям с опаской и боялись большевиков очень сильно – гораздо сильнее, чем англичан или американцев.
Кстати, нашествием коммунистов в Европу пытались пугать и союзников. Но те, в отличие от жителей Германии, не очень пугались.
Огромное влияние немцы придавали оболваниванию населения оккупированных территорий и солдат Красной армии, рассказывая им сказки о гуманизме вермахта, и о прогрессивности германской государственной системы.
Слова явно расходились с делом. Но у работников Геббельса отговорки находились на всё. Карательные акции против гражданского населения объяснялись его помощью партизанам. Массовый увоз людей на работы в Германию? Так это для их же блага! Поработают несколько лет в технологически развитой стране, приобретут навыки востребованных профессий, и с ценным багажом новых знаний вернутся домой! (Разумеется о реальных планах молчали).
Высокая смертность в лагерях для советских военнопленных? Это Сталин виноват! Он не подписал международную конвенцию о военнопленных. Он бросил своих солдат на произвол судьбы, записал всех, кто попал в плен – в предатели. Те, кто согласился на сотрудничество – точно от голода не умрут.
Однако чаще всего такие острые вопросы просто замалчивались в прессе. А её было на оккупированных территориях более чем достаточно. До войны население и не видывало такого количества газет.
Методы и приёмы нацистской пропаганды
Коллаборационистских газет выходило сотни. В том числе, как минимум 130 – на украинском языке. Печатались и «боевые листки» для солдат
«восточных формирований». А «серые радиостанции» вещали на СССР от имени «старой ленинской гвардии», убеждая красноармейцев прекратить "бессмысленное сопротивление".
Но в конце войны тон официальной немецкой пропаганды менялся по ходу действия – и не в лучшую сторону. Сначала он звучал как «Мы победим». Потом – «Мы должны победить». Затем «Мы не можем оказаться побеждёнными»… «Мы всё-таки можем победить»… «Если мы не победим, то погибнем». Шаги назад налицо. Но их пропаганду вынуждала делать сама реальность.
На самом деле, это всего лишь добрые немецкие солдаты, которые пришли спасти нас от Сталинских репрессий, писали во всех газетах.
Такие газеты, в основной своей массе, печатались в Смоленске, Риге и Киеве, затем распространялись по всей оккупированной территории. Всего на оккупированных территориях выпускалось порядка 300 агитационных газет и журналов. Были даже такие, которые различными подпольными путями поставлялись в партизанские отряды. Тогда не было различных телеграмм- каналов, фейковых новостей и всего, окружающего нас сейчас, поэтому пропаганда работала вот таким образом. Причем, что интересно, немецкие газеты были точной копией советских. Там говорится о том, что немцы пришли спасать нас от большевизма и провели на оккупированных территориях земельную реформу. Колхозы упразднены, земля передана в единоличное пользование.
Самыми популярными изданиями были «За Родину», «Новый путь», «Речь» и «Правда». Печатались практически все, как правило, тиражом в 150 тысяч экземпляров. Самое большое количество выпускалось в Прибалтике - 15 штук. Такое большое количество на такую маленькую территорию связано с тем, что там некоторые газеты еще печатали и местные националисты самостоятельно, за свой счет, так сказать.
Что удивительно, про различные карательные операции и расстрелы мирного населения немцы в таких газетах тоже упоминали. Но, было это все представлено в очень своеобразном ключе. Мол, мы пришли к вам строить новые европейский порядок, свободный от тирании и "большевистского ига". Наказанию подвергаются только те, кто устраивает сопротивление освободителям. Не напоминает речи большинства современных оппозиционеров? Вот и мне напомнило. Кстати, во всех таких изданиях упоминалось, что именно СССР развязал эту войну первым, а фашисты лишь пришли чтобы защитить Европу.
Дабы добавить пущей убедительности в том, что фашисты пришли с миром, мало того, что газеты делались на советский манер, так еще и особое внимание уделялось деталям. Например Гитлер, также как как и Сталин в наших газетах, тоже назывался "вождем". Также упоминалось "верховное командование" и "военно-политический обзор". В общем, ничего нового немецкая пропаганда не придумывала, просто копировала наше. Зачем изобретать новый велосипед, если уже есть тот, который отлично работает?
Последствия
Несмотря на то, что та война коснулась практически каждую семью на территории СССР, находились и те, которые верили в данные лозунги, и активно помогали фашистам, то есть шли в полицаи и прочие предатели. В качестве вознаграждения, такой категории личностей разрешалось грабить местное население, безнаказанно забирать продукты и домашнюю скотину. Официально это конечно называлось иначе. Им выделялся дополнительный паек, а также передавались земельные участки, отобранные у кого-то из местных. А вот что касается самих местных жителей, то им везде и всюду указывалось примерно следующее - мы вас освободили, вы можете отплатить нам за это трудом. Ну а трудом отплатить уже можно только на территории Германии. Какие там были условия труда, вы догадываетесь.
Все газеты делались по единому образцу. Лицевая полоса обязательно посвящалась новостям о событиях на фронте и официальным заявлениям немецких властей. Далее уже шли выдуманные истории о том, как прекрасно живется советским людям, переехавшим работать в Германию. Писали много критики советского строя и о прекрасной новой жизни, которая ждет советских людей. Придумывалось это все непосредственно в Берлине, в специальном пресс-бюро.
Газеты, как и агитационные плакаты, расклеивали вообще везде по городу, где только можно было. Кстати, сам Гитлер на всех плакатах указывался как "освободитель". Также там присутствуют плакаты с красивыми видами Германии и прочая пропагандистская информация.
Преступления
В целом, нацистская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР была частью широкомасштабной стратегии воздействия на общественное мнение с целью установления контроля и укрепления нацистской власти.
Многие методы нацистской пропаганды и агитации, такие как преследование и пропаганда расовой теории, представляли собой моральные и этические нарушения, что впоследствии было признано мировым сообществом.
Многие аспекты нацистской пропаганды и агитации были признаны мировым сообществом как составляющие военные преступления, что подчеркивает их недопустимость в современной цивилизованной системе.
Методы и последствия нацистской пропаганды являются темными страницами в истории Второй мировой войны.
Владлена Билетова