Найти тему

Балетные термины: арабеск против аттитюда (для новичков)

В преддверии новогодних "Щелкунчиков" и прочих балетных феерий, разберемся в главных "больших позах" балета. Что такое арабеск и чем он отличается от аттитюда?

Арабеск и аттитюд являются двумя фундаментальными позициями в классическом балете, которые используются для демонстрации баланса, грации и техники балерины или балетмейстера. Несмотря на то что обе позиции включают в себя вытягивание ноги назад, они имеют ряд различий в исполнении и эстетическом выражении.

Арабеск

Иллюстрация Алисы Кнатько: арабески метода Вагановой
Иллюстрация Алисы Кнатько: арабески метода Вагановой

Арабеск (arabesque) — это позиция, при которой танцор стоит на одной ноге, а другая нога вытянута прямо назад на уровне таза или выше. Тело танцора наклонено вперед, чтобы создать прямую линию от пальцев рук до пальцев ног. Руки могут быть расположены по-разному: одна рука обычно вытянута вперед, а другая — в сторону или следует за линией тела. Существует несколько видов арабеска в зависимости от того, какая рука и нога вытянуты и какой стороной танцовщица расположена к зрителю. Арабеск требует силы, гибкости и контроля, поскольку танцор должен поддерживать баланс и изящество при вытягивании ноги назад.

Аттитюд

Иллюстрация Алисы Кнатько
Иллюстрация Алисы Кнатько

Аттитюд (attitude букв. поза, позиция, манера) — это позиция, в которой танцор также стоит на одной ноге, а другая нога согнута в колене и поднята назад, образуя угол примерно в 90 градусов. Пятка согнутой ноги направлена вверх, а колено открыто наружу, что создает характерную изогнутую форму. Руки могут быть расположены различными способами для поддержания баланса и добавления художественного выражения. Как и в случае с арабеском, аттитюдов несколько в зависимости от ракурса. Аттитюд требует силы в поддерживающей ноге и гибкости в согнутой ноге.

Отличия

1. Форма ноги: В арабеске поднятая нога вытянута прямо и направлена назад, тогда как в аттитюде поднятая нога согнута в колене.

2. Высота поднятой ноги: В арабеске поднятая нога часто поднимается выше и может достигать уровня головы или даже выше, если у танцора хорошая гибкость. В аттитюде нога обычно поднята на уровне таза.

3. Техника и баланс: Арабеск требует особенно строгого контроля баланса и выравнивания тела из-за прямой линии от рук до ног. Аттитюд также требует хорошего баланса, но согнутая нога предоставляет больше возможностей для экспрессии и стилизации.

4. Эстетическое выражение: Арабеск часто используется для демонстрации длины линий тела и элегантности, тогда как аттитюд может передавать более игривое или эмоциональное настроение.

5. Использование в хореографии: Обе позиции широко используются в балетных постановках, однако они могут служить различным художественным целям в зависимости от контекста произведения.

В заключение, арабеск и аттитюд являются ключевыми элементами классического балетного репертуара, каждый со своими особенностями и красотой. Понимание этих позиций и умение их исполнять является неотъемлемой частью обучения каждого балетного танцора.