Найти в Дзене

«Дадаизмы» от Данилы Давыдова: микрорецензия на «Внеждановщину» Татьяны Шишковой

Каждый четверг лауреат премии Андрея Белого, поэт и критик Данила Давыдов пишет микрорецензии на книги издательства «НЛО». Этот текст посвящен книге Татьяны Шишковой «Внеждановщина». В книге Татьяна Шишковой предлагается цельная и убедительная интерпретация тех кампаний в области культурной политики, которые получат впоследствии устойчивое обозначение «ждановщины», – недолгой, но насыщенной и драматической эпохи с апреля 1946 по август 1948, когда Андрей Жданов стоял во главе советской идеологии, – а также и тех событий, которые последовали за смертью этого партийного функционера (включая разгром Еврейского антифашистского комитета и кампанию против космополитизма). Рассматривая постановления о фильме «Большая жизнь», о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере Мурадели «Великая дружба», историю создания фильмов «Иван Грозный» и «Адмирал Нахимов», решения, принимавшиеся в отношении деятельности Совинформбюро, подходы к национальным историографиям, исследовательница показывает, как не

Каждый четверг лауреат премии Андрея Белого, поэт и критик Данила Давыдов пишет микрорецензии на книги издательства «НЛО». Этот текст посвящен книге Татьяны Шишковой «Внеждановщина».

В книге Татьяна Шишковой предлагается цельная и убедительная интерпретация тех кампаний в области культурной политики, которые получат впоследствии устойчивое обозначение «ждановщины», – недолгой, но насыщенной и драматической эпохи с апреля 1946 по август 1948, когда Андрей Жданов стоял во главе советской идеологии, – а также и тех событий, которые последовали за смертью этого партийного функционера (включая разгром Еврейского антифашистского комитета и кампанию против космополитизма).

Рассматривая постановления о фильме «Большая жизнь», о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере Мурадели «Великая дружба», историю создания фильмов «Иван Грозный» и «Адмирал Нахимов», решения, принимавшиеся в отношении деятельности Совинформбюро, подходы к национальным историографиям, исследовательница показывает, как несвязанные между собой, могущие показаться хаотичными, такого рода действия сталинского руководства были нацелены на репрезентацию фантомной реальности Советской державы как страны победившего социализма. Самой передовой во всем – от промышленности до культуры – державы на планете, способной существовать самодостаточным образом, полностью отказавшись от какой-либо ориентации на запад (пусть бы и в образцах, которые ранее считались прогрессивными).

Деятели культуры, сформировавшиеся в рамках предыдущей официальной модели – интернационалистской и революционной – часто оказывались не готовы уловить сигналы, сообщавшие об изменении модели на новую: статичную, самоориентированную и погруженную в нарциссическую нирвану, что и приводило к проработкам разной степени жёсткости. Книга Шишковой в немалой степени полемична по отношению к работам Бориса Гройса и, напротив, удачно дополняет исследования Евгения Добренко и Владимира Паперного. Нельзя не отметить и вот что: в нынешнюю историческую эпоху многое, о чем пишет Шишкова, увы, перестает быть адским антиквариатом, а позднесталинская риторика самолюбования и самовозвеличвания звучит чрезвычайно знакомо.

Первые 11 «дадаизмов» от Данилы Давыдова вы найдете в телеграм-канале «НЛО». Книгу «Внеждановщина» можно купить на сайте издательства.