Некоторое время назад (7 декабря сего года) в городе Брянске случилась трагедия. Если совсем коротко, то ученица восьмого класса пронесла в школу огнестрельное оружие, где открыла огонь на поражение по своим одноклассникам. В результате один человек погиб, еще несколько получили ранения разной степени тяжести. Сама стрелявшая покончила жизнь самоубийством, выстрелив в себя.
Данное происшествие, естественно, взорвало интернет, породив огромное количество споров, мнений, и прочего. Основных вопросов, которые сейчас активно обсуждаются – два: что делать, чтобы подобное не повторилось и кто виноват в произошедшем.
Виновных, правда, уже определили. Это отец девочки, который небрежно хранил дома огнестрельное оружие и, якобы, всячески доводил свою дочь. Почему якобы – чуть позже. Вторым виновником трагедии, по какой-то необъяснимой причине, назначили сотрудницу ЧОПа, которая находилась на своем посту в школе, и не смогла своим зрением разглядеть в тубусе, который несла будущая убийца, огнестрельного оружия. Третья – это завхоз школы или заместитель директора по хоз.части. Её вина в том, что она отключила рамку-металлодетектор, для того, что бы повесить праздничную гирлянду.
На момент написания статьи, всех из СИЗО отпустили, кого-то под домашний арест, кого-то еще с какими-то ограничениями свободы. Но суть совсем не в этом, что все эти действия похожи на какое-то сумасшедшее броуновское движение из разряда «надо что-то делать». В любом случае, поиски виновного еще не завершились, но я уверен, виновным кого-нибудь в итоге определят. Параллельно происходит обширное обсуждение вопроса – как такое вообще могло случиться и как предотвратить подобное в будущем. Кого тут только нет – психологи, педагоги, юристы, депутаты, обычные обыватели. Все заламывают руки, рвут волосы, где только можно и восклицают – куда смотрела школа, а может ее в той самой школе и травили-унижали, куда смотрели родители, а может, сами родители и были насильниками, как так получилось, и что сделать, что бы такого больше не повторилось никогда и нигде?
Как так получилось? Никто и никогда не узнает. Если вторая двойняшка не расскажет. Двойняшки всегда очень близки. Я знаю, что говорю, поскольку сам отец пацанов-двойняшек. Они могут ссориться между собой, даже драться, но если обижают одного – второй пулей летит на его защиту, даже от родительского гнева. Поэтому, я больше чем уверен, сестра была в курсе планов второй сестры. Возможно, не в полном объеме, то есть она могла не предполагать, что та откроет стрельбу. Возможно, девочка просто хотела принести в школу ружье, что бы попугать кого-то, но по какой-то причине открыла стрельбу. Но с большой долей вероятности одна сестра была в курсе того, что вторая несет в школу ружье. И, скорее всего, была она и в курсе того - для чего или для кого.
Куда смотрели родители? Ну, давайте будем честны сами с собой, вот много родителей каждый день ведут со своими детьми-подростками какие-то психологические разговоры, которые могли бы выяснить не собирается ли их ребенок завтра кого-нибудь убить в школе? Спросят как дела? Как учеба, какие проблемы? Помощь нужна? И все. Да и подросток при желании может скрыть любые переживания, и любую проблему, если посчитает, что о них не стоит знать родителям. По крайней мере, я не думаю, что если бы дочь сказала своим родителям: «я завтра собираюсь украсть у бати ружье и устроить в школе стрельбу», родители бы пожали плечами и сказали: « ну ты смотри там не сильно стреляй». В какое-либо психологическое или физическое насилие со стороны отца в отношении одной из двойняшек я не верю. Это в любом случае где-нибудь вылезло бы. В разговорах с друзьями, с соседями. Ну, вылезло бы точно. Тем более одну двойняшку, значит, унижали, а вторую нет. Так не бывает.
Куда смотрела школа и была ли травля девочки со стороны одноклассников? Школа не смотрела никуда. Собственно, школа и не должна куда-то смотреть, кроме как, в сторону предоставления учащимся знаний, умений и навыков. По крайней мере, в том состоянии, в котором школа и образование пребывает в настоящее время. Роль школы в воспитании детей сведена к минимуму, причем, стараниями самих родителей. На любую попытку учителей как-то воспитывать детей, следует гневный вопль родителей – не сметь!!! Не сметь мою дитячку учить, как ему себя вести. Вы (школа) должны предоставлять образовательную услугу, вот и предоставляйте. По сути, сейчас школа, это что-то типа магазина «Пятерочка», в котором вместо продуктов, продают знания. Вы же, приходя в «Пятерочку» за батоном, не ожидаете, что кассирша расспросит вас о проблемах с детьми и даст педагогический совет по исправлению ситуации. Вот и школа не лезет к вам с советами. Потому что, в свое время, школе надавали по сусалам за это. Учительница сказала, что у девочки слишком яркий макияж и вызывающая одежда, да как вы смеете, моя доченька яркая индивидуальность и не лезьте к ней со своими требованиями. На юношу пожаловались, что слишком развязано себя ведет, хамит. Так это вы (учитель) не умеете найти подход к ребенку, а мой сыночка – ангел во плоти. А учитывая уровень оплаты труда педагога, ожидать от него вселенского участия в жизни каждого ученика просто глупо и нелогично. Поэтому, школа не смотрела никуда. И правильно делала в сложившейся на сегодня ситуации. Что касается травли девочки в школе, я думаю, организованной травли как таковой не было. Потому что девочки-двойняшки, травить одну - значит травить обеих. Тогда вторая бы давно уже раскололась насчет травли. Никогда не поверю, что одну сестру травили, а вторая была у всех в почете. Возможно, у погибшей стреляльщицы был конфликт с кем-то из класса. Но, я думаю, это был локальный конфликт двух-трех человек, а не травля со стороны всего класса.
Теперь, касаемо вопроса – что делать, что бы такое не повторилось? А ничего. Просто потому что ничего, собственно, нельзя сделать такого, что бы гарантированно в дальнейшем исключить подобные случаи. В настоящее время рассматриваются различные варианты. Например, Гос.Дума предлагает принять закон, запрещающий травлю в школе. Мне, если честно смешно. Ну, примите еще закон, запрещающий дождь, снег, солнце. Запретить можно что угодно. Вопрос как контролировать исполнение закона. Надо тогда прописать четкие формулировки – что такое «травля, буллинг», что означает систематическая травля. Два раза обозвали ребенка или три. В общем – бред. Не поймите меня превратно – я не за травлю в школе. Травля – это плохо, очень плохо. Но запретить ее нереально. Можно бороться, искоренять, проводить какие-то профилактические мероприятия. Но запретить – нет. Травлю можно предотвратить только одним способом – классному руководителю быть максимально вовлеченным в жизнь своего класса. Но, учитывая современную загруженность учителей разнообразными отчетами, и прочей деятельностью, не связанной напрямую с педагогикой и воспитание – это тоже нереально. Для этого надо, во-первых, убрать дамоклов меч виде всяких отчетов, проверок, написаний объяснительных по поводу и без. Во-вторых, вернуть авторитет учителя в первую очередь среди родителей. Что бы пожелания и рекомендации учителей не воспринимались родителями из разряда – да пошел он/она. Тогда и дети будут по-другому относиться к учителям. Но, опять-таки, это не стопроцентная гарантия того, что между детьми совсем исчезнут конфликты. И это не гарантия того, что через какое-то время, в какой-то еще школе, какой-то очередной ученик не соберется свести счеты со своими обидчиками с помощью оружия. Поэтому я и утверждаю, что ничего особенного сделать нельзя.
Особенно хочу сказать про предложение передать охрану школ от ЧОП-ов Росгвардии. Это профанация. Не изменится ровным счетом ничего. Рамки-металлодетекторы – тоже филькина грамота. Исключительно для самоуспокоения. Ну, зазвенел ученик, проходя под рамкой. И что? Каждый первый будет звенеть. Тотальный досмотр устраивать? Тогда уроки не начнутся никогда. Нет, есть вариант поставить 50 рамок, 50 Росгвардейцев. Тогда, конечно, процесс досмотра пойдет повеселей. Как вам такой вариант?
Поэтому, мне и кажется, что в настоящих условиях, ни с травлей, ни с периодическими такими инцидентами ничего сделать нереально.
Дорогие читатели, было бы интересно услышать ваше мнение по этому поводу.