Найти тему
Клуб «Валдай»

Между Вашингтоном и Пекином: дипломатия Южной Кореи на перепутье

Оглавление

Конкуренция между США и Китаем, которая началась после мирового финансового кризиса, а также конфликт между США и Россией из-за украинского кризиса, сделали невозможным для Южной Кореи дальнейшее сохранение сбалансированной дипломатии. Однако союзнические отношения не должны обязывать полностью согласовать политику со всеми союзниками. Заводить больше друзей, а не врагов – вот ключ к безопасности и процветанию, пишет Чже Сун Хун, заведующий кафедрой русистики Ханкукского университета иностранных языков (HUFS).

Вопреки ожиданиям Южной Кореи, корейско-китайский диалог на саммите АТЭС в Сан-Франциско 15–17 ноября 2023 года не состоялся. Председатель Си Цзиньпин провёл встречи на высшем уровне с лидерами США и Японии, а также ряда других стран, но с президентом Юн Сок Ёлем обошёлся рукопожатием и краткой беседой. Почему Китай не стал проводить полноценную встречу?

Ответ можно найти в высказываниях министра иностранных дел Ван И, сделанных несколько дней спустя. На встрече министров иностранных дел Кореи и Китая, состоявшейся в Пусане 26 ноября, Ван И выразил недовольство участием Южной Кореи в «реорганизации цепочки поставок», которую продвигают США и их союзники, чтобы сдерживать Китай. Он отметил, что «обе стороны должны совместно противостоять тенденции политизации экономических вопросов, инструментализации научных и технологических проблем и секьюритизации экономических и торговых вопросов». На следующей встрече министров иностранных дел Южной Кореи, Китая и Японии Ван И раскритиковал укрепление сотрудничества между Южной Кореей, США и Японией, подчеркнув: «Мы должны продвигать сотрудничество в Восточной Азии посредством взаимодействия, придерживаться открытого регионализма, выступать против идеологического раскола и противостоять формированию региональных лагерей». Поскольку совместная пресс-конференция была отменена из-за сокращения графика китайской стороной, Южная Корея, которая попыталась балансировать между США и Китаем, оказалась в сложной ситуации.

«Дипломатическая дилемма» Южной Кореи

Во время холодной войны Южная Корея могла добиться безопасности и экономического развития только путём сотрудничества с США, Японией и другими капиталистическими странами, но ей приходилось мириться с весьма ограниченной дипломатической автономией. Несмотря на отправку войск на войну во Вьетнаме, Южная Корея не смогла сформировать равноправный союз с США. Хотя она была возмущена искажением прошлого в Японии, она не могла потребовать от Токио справедливой компенсации за колониальное правление. Однако период после холодной войны предоставил Южной Корее возможность диверсифицировать свои международные отношения. Новый импульс экономическому росту был обеспечен в результате установления дипломатических отношений с социалистическими странами, в том числе Советским Союзом и Китаем, и расширения сотрудничества с ними. Более того, угроза со стороны Северной Кореи резко уменьшилась благодаря развитию дружественных связей со странами, которые были союзниками Пхеньяна во время холодной войны. Правда, эти изменения дали возможность оказавшейся в изоляции Северной Корее начать разработку ядерного оружия для своего выживания, что, как это ни парадоксально, подняло угрозу безопасности на новый уровень. Однако стабильные отношения дружбы и сотрудничества с соседними державами послужили основой обеспечения безопасности и процветания Южной Кореи в новом мире.

Это помогло Южной Корее стать передовой страной с точки зрения экономической и военной мощи, но её дипломатическая автономия оставалась ограниченной. Во-первых, на фоне продолжения конфронтации с Северной Кореей, которая стала ядерной державой, сохранялась зависимость в сфере безопасности от США, а во-вторых, по мере активизации экономического сотрудничества с Китаем увеличивалась экономическая зависимость от китайского рынка. Таким образом, в течение последних тридцати лет дипломатия Южной Кореи была сосредоточена на решении проблем Корейского полуострова, включая ядерную проблему Северной Кореи, при сохранении союза с США и «стратегического партнёрства» с Китаем. Южная Корея также стремилась повысить дипломатическую автономию и диверсифицировать экономическое сотрудничество за счёт расширения политического и экономического сотрудничества с Россией, вовлечённой в проблему Корейского полуострова и обладающей как огромными энергетическими ресурсами, так и трансевразийскими транспортными и логистическими возможностями. Если бы отношения между соседними державами были дружественными и основанными на сотрудничестве, у дипломатии Южной Кореи не должно было возникнуть серьёзных проблем. Однако при охлаждении или обострении отношений она оказывалась перед «дипломатической дилеммой», при которой укрепление отношений с одной страной будет восприниматься как акт враждебности по отношению к другой. Конкуренция между США и Китаем, которая началась после мирового финансового кризиса, а также конфликт между США и Россией из-за украинского кризиса, сделали невозможным для Южной Кореи дальнейшее сохранение сбалансированной дипломатии.

© Reuters
© Reuters

Проамериканская политика администрации Юн Сок Ёля

Администрация Юн Сок Ёля активно участвует в возглавляемой США инициативе по объединению евроатлантической безопасности и системы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, в частности в рамках нацеленного на сдерживание Китая альянса Корея – США – Япония, в отличие от предыдущих администраций, которые пытались найти баланс между США и Китаем, несмотря на давление со стороны Вашингтона. В Пномпеньском заявлении, опубликованном 13 ноября 2022 года, лидеры Южной Кореи, США и Японии решительно выступили против любых односторонних попыток изменить статус-кво в водах Индо-Тихоокеанского региона и «подтвердили важность поддержания мира и стабильности в районе Тайваньского пролива». Впоследствии лидеры Южной Кореи, США и Японии договорились «усилить стратегическую координацию между альянсами США – Япония и США – Республика Корея и вывести трёхстороннее сотрудничество в области безопасности на новый уровень», приняв «Дух Кэмп-Дэвида: совместное заявление Японии, Республики Корея и США» от 18 августа 2023 года. Кроме того, три лидера подтвердили «важность мира и стабильности в Тайваньском проливе» и призвали к «мирному разрешению конфликта». Наряду с этим на Корейском полуострове также прошли совместные военные учения Кореи, США и Японии. 30 сентября 2022 года военно-морские силы трёх стран, в том числе атомный авианосец США, впервые за пять лет провели совместные противолодочные учения. Впоследствии, 3–4 апреля 2023 года, прошли совместные противолодочные и поисково-спасательные учения. Администрация Юн Сок Ёля выбрала явно проамериканский курс, что неизбежно воспринимается как акт враждебности по отношению к Китаю.

Изменения в дискурсе Южной Кореи

Причиной того, что администрация Юн Сок Ёля сделала такой выбор, стали изменения в дискурсивной среде Южной Кореи. Во-первых, приостановка переговоров между США и Северной Кореей возродила нарратив о «жёсткой политике в отношении Северной Кореи». Консерваторы, которые выступали против политики администрации Мун Чжэ Ина, но потеряли позиции из-за переговоров администрации Трампа с Северной Кореей, после прихода к власти администрации Байдена начали выступать за «силовой мир», основанный на сдерживании со стороны США. Во-вторых, начало спецоперации на Украине усилило дискурс «укрепления альянса». Поскольку большинство в Южной Корее видит причину украинского кризиса в отсутствии чётких союзнических обязательств, концепция «сбалансированной дипломатии» подверглась критике как наивная идея, игнорирующая реальность. В-третьих, из-за слухов о вторжении на Тайвань распространилась так называемая теория китайской угрозы, которая даже переросла в политику «отвращения к Китаю». Консерваторы считают попытки Китая расширить своё влияние геополитическими амбициями по разрушению регионального баланса сил, а либералы начали всерьёз критиковать ситуацию с демократией и правами человека в КНР, особенно после того, как председатель Си Цзиньпин был утверждён на третий срок. Кроме того, распространение национализма в Китае стимулировало и националистические настроения корейского народа, который на протяжении сотен лет испытывал китайское влияние.

Дипломатия Южной Кореи, куда дальше?

Дипломатия администрации Юн Сок Ёля основана на убеждении в том, что возглавляемый США мировой порядок не изменится и ему нет альтернатив. Но мировой порядок не может оставаться неизменным. Только за последние сто с небольшим лет он менялся трижды. Стоит напомнить, что Южная Корея быстро уловила изменения в мировом порядке в конце 1980-х годов и реализовала «Северную политику», резко расширив международные связи. Страна не может не двигаться вперёд. Нельзя игнорировать, что Северная Корея, остающаяся бомбой замедленного действия, Китай, становящийся державой-гегемоном, и Россия, которая ведёт решающую борьбу с США за инициативу в мировом порядке, являются нашими соседями. Это означает, что нет причин жертвовать связями с Китаем и Россией ради союза с США. Союзнические отношения не должны обязывать полностью согласовать политику со всеми союзниками. Заводить больше друзей, а не врагов – вот ключ к безопасности и процветанию.

#Дипломатия_после_институтов #Китай #ЮжнаяКорея