Найти в Дзене
Кинопоиск

«Аквамен и потерянное царство»: расширенная вселенная DC тонет, как Атлантида

В мировой кинопрокат выходит сиквел «Аквамена» — последний фильм во вселенной DC перед ее основательной перезагрузкой. На подводной арене почти те же, что и пять лет назад. Но радости ощутимо меньше, констатирует Станислав Зельвенский.

-2

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Артур Карри, он же Аквамен (Джейсон Момоа), без особого удовольствия руководит Атлантидой с ее подводными интригами и все силы отдает заботам о сыне-младенце. Сын живет на берегу с дедушкой (Темуэра Моррисон), но уже с интересом поглядывает в аквариум. Королева Мера (Эмбер Хёрд) тоже присутствует, но как-то эпизодически; не похоже, чтобы она вышла в декрет. Аквамен, сменив наследнику подгузники, многозначительно пьет с папой за отцов-одиночек.

Между тем заклятый враг монарха Атлантиды Дэвид Кейн, он же Черная Манта (Яхья Абдул-Матин II), обнаруживает глубоко под тающими антарктическими льдами остатки древних, но передовых технологий и черный трезубец, который дает ему магические силы — правда, как водится, небескорыстно.

«Потерянное царство» — последняя в этом году возможность убедиться в усталости от супергероев, о которой было так много разговоров. Момент во многом символический: пять лет назад «Аквамен», заработав больше миллиарда, побил все внутренние рекорды DC. Сиквел в постановке того же Джеймса Вана заканчивает DCEU в ее нынешнем виде, и это уже самый-самый последний шанс (после провала «Флэша») сделать это на мажорной ноте. Кроме того, с большой вероятностью это финальный выход Момоа в роли повелителя морей. Но, несмотря на все сентиментальные соображения, надежда на успех, кажется, невелика, в том числе и у студии, которая несколько раз переносила фильм, что-то там спешно доснимала и перемонтировала, как Жора Крыжовников.

Чтобы сразу развеять долго циркулировавшие слухи: Бена Аффлека в готовом фильме нет, равно как и Майкла Китона и вообще каких-либо следов Бэтмена. Нет больше и Уиллема Дефо. Что касается Эмбер Хёрд, которую настойчиво просили уволить фанаты и, по словам самой актрисы, обижала студия, то ее роль в итоге формально не такая уж и крошечная, но по сути абсолютно служебная и, прямо скажем, неблагодарная. У Меры от силы десяток реплик, и с Акваменом они едва смотрят друг на друга. Даже Джеймс Ганн был бы не в состоянии спасти этот брак.

   Эмбер Хёрд
Эмбер Хёрд

Манта, в первом фильме в основном скрипевший зубами на втором плане, возвращается с красивым шрамом через все лицо и повышением до главного антагониста. Но он по-прежнему лишь злобно пыхтит и повторяет на разные лады: «Я убью тебя, Аквамен». И с получением дьявольского трезубца еще окрашивается зеленым. В услужении у Манты наемники почему-то с азиатской внешностью, в том числе совсем не демонический ученый в исполнении обаятельного, как всегда, Рэндалла Пака. Из многоэтажного и не очень внятного злодейского плана (подводные царства, затопленные механизмы, склады старинного топлива) можно выделить сознательное разогревание земной атмосферы. Авторы таким образом сумели протащить на стол глобальное потепление, но под конспирологическим соусом.

Патрик Уилсон вновь играет бледного сводного брата Орма, который из могущественного врага главного героя превращается тут в его ворчливого союзника. Иначе говоря, если Аквамен — местный Тор, Орм исправно выполняет функцию Локи. Подкованный в человеческой культуре Аквамен даже сам успевает провести эту параллель (а через реплику демонстрирует и знание «Гарри Поттера»; вот она, интертекстуальность!). Николь Кидман продолжает странно выглядеть и исполнять акробатические трюки среди гигантских морских коньков и крабов. Дольф Лундгрен устало помахивает рыжим париком, который развевается под водой на манер швабры.

В свои лучшие моменты «Царство» напоминает техниколоровские экранизации Жюля Верна из 1950-х: диковинные подводные аппараты стимпанковского дизайна, дурные визуальные эффекты, задор экзотического приключенческого би-муви для всех возрастов. Но худших моментов, пожалуй, больше, и здесь фильм буксует, пускает пузыри, ворует по мелочи у Джорджа Лукаса и Питера Джексона и разбавляет однотипные битвы (сколько раз кто-то слишком медленно замахивается для последнего удара — не сосчитать) на редкость корявыми диалогами. В первом фильме умница Ван среди прочего использовал свой обширный опыт хоррормейкера. Здесь этого (возможно, под нажимом студии) куда меньше. Страшно, разве что когда силы добра, сгибаясь под тяжестью грима и «фотошопа», собираются на очередное совещание, и это похоже на похмельный новогодний утренник в «Останкино».

   Патрик Уилсон и Джейсон Момоа
Патрик Уилсон и Джейсон Момоа

Во всяком случае, второй «Аквамен» чуть повеселее, чем казалось по его банальному и прямолинейному трейлеру. Но с тем, что по большому счету жанр топчется на месте, спорить просто невозможно, и под водой это как-то особенно заметно.