Представляем вам нашу новую серию статей о художниках. В наших арт-буках «Лондон в компании художников» и «Париж глазами художников» собрано множество картин разных эпох. Мы решили рассказать об их авторах подробнее. Если вам интересен такой формат, поддержите нас — поделитесь статьей с друзьями и близкими.
Купить эти и другие арт-буки издательства вы можете в онлайн-магазине БММ.ru
Джеймс Уистлер — американский художник, мастер живописного портрета, а также офорта и литографии. Один их предшественников имперссионизма и символизма. Уистлер родился в 1834 году в промышленном городке Лоуэлл в США (штат Массачусетс).
В 9 лет Джеймс впервые оказался в России, в Санкт-Петербурге, куда его отца пригласили для строительства железной дороги. Именно здесь, по словам художника, он впервые влюбился в искусство. Здесь же начались и его первые уроки живописи, после которых его приняли в академию сразу же во второй класс.
В возрасте 14 лет свои летние каникулы Уистлер провел в Лондоне, где окончательно определился с выбором профессии художника. Изначально он специализировался на гравюрах. А в 1858 году он опубликовал «Французскую сюиту», куда вошли 12 гравюр, созданных в Париже, на Рейне и в Лондоне: «Ливерден», «Лудильщица», «На солнце», «Непрочная постройка», «Матушка Жерар», «Улица в Саверне», «Маленький Артур», «Тряпичица», «Анни», «Торговка горчицей», «Фюметта» и «Кухня».
С 1859 года его главным увлечением стало изображение Темзы. Художник создал более десятка картин, показывающих реку в разном свете — то темной от сажи, то сверкающей на солнце, с лесом мачт, бесконечным рядом шаланд, огромными доками и маленькими харчевнями на берегу.
Пожив некоторое время в Лондоне, Уистлер в 1863 году поселился в Челси. Вот, что пишет об этом периоде автор книги «Лондон в компании художников»: «Вторая родина часто становилась его сюжетом, и в Челси он написал множество картин, на которых изображены сады Креморн, берега Темзы, мост Баттерси и виды через реку на сам Баттерси. Нередко это вечерний или закатный пейзаж, такие картины художник называл ноктюрнами. Окружавшие Уистлера единомышленники, в числе которых Теодор Руссель и Пол Мейтленд, писали похожие пейзажи. Уистлер видел свои картины в первую очередь как сочетания формы и цвета, а сам сюжет его интересовал в меньшей степени».
Самыми известными картинами художника стали «Уоппинг на Темзе» (1860—1864) и «Девушка в белом» («Симфония в белом No 2: девушка в белом», 1864), одно из лучших произведений того времени.
В 1875 году Уистлер представил свою картину «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета», которая породила большой конфликт в мире искусства и стала причиной громкого суда.
Критик Джон Рёскин считал, что искусство «имеет моральное измерение, воплощенное в правдивом изображении природы». Уистлер же верил в «искусство ради искусства».
Это столкновение идей в конечном итоге привело к судебному разбирательству, когда Уистлер подал иск о клевете из-за утверждения Рёскина, что написать картину «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета», на которой изображен фейерверк в садах Креморн, все равно что «бросить в лицо зрителям банку с краской» Уистлер выиграл дело и получил один фартинг».
В конце жизни художник написал книгу «Изящное искусство создавать себе врагов», которая была частичным ответом на суд с Джоном Рёскиным. Книга содержала выдержки из писем, а также мелкие жалобы на знакомых и друзей. Тем не менее, на склоне лет, прямо перед самой своей смертью, Уистлер стал известен. А вы раньше слышали об этом художнике?