Найти тему
Сделай зин!

Увлечь шестиклассника книгой? Возможно!

Третьего апреля 2023 года состоялось заключительное занятие экспериментального потока творческого курса «Сделай зин. Знакомство с Книгой художника». Проект был реализован в рамках проекта «Человек читающий» на базе школы №218 при поддержке СПбГУТД ВШПМ. Творческое Популярное издательство в составе Георгия Аверина, Марии Жураковской и Илоны Резепкиной-Бойко организовало шесть теоретическо-практических занятий с учениками средней школы, на которых ребята создавали свои первые зины. В качестве творческого задания детям было предложено проиллюстрировать любимое стихотворение, в остальном им предлагалась полная свобода действий. Участники мастерских узнали и опробовали несколько разных техник: коллаж, линогравюру, рисование тушью и пером, экспериментальные техники. В результате у ребят получилось 6 книжек, которые пока что можно посмотреть в виде сканов и на фото, но мы уже работаем над тем, чтобы в конце учебного года будет у каждого появилась возможность увидеть их творения вживую в зин-библиотеке ЦВЗ Манеж.

Готовые работы
Готовые работы

В результате курса юные творцы не только расширили свой кругозор в области художественных техник, но и приобрели уникальный опыт — создание собственной книги: брошюры в мягкой обложке, которую они продумали самостоятельно от начала до конца. Процесс во-многом для них был импровизационным, каким и подобает быть истинному творчеству, наставники помогали сориентироваться, но конечные творческие решения всегда оставались за самими творцами. Чтобы дать ученикам понять, о чем вообще идет речь на наших занятиях, мы не только подготовили лекционную часть, но и сделали один зин специально для курса, выполнив его с применением всех техник, практикуемых на курсе. Наш зин посвящен хокку. Каждый разворот в нем выполнен в определенной технике, это помогает детям наглядно ознакомиться с примерами творческих решений и особенностей работы, например, в технике коллажа.

Разворот зина. Коллаж.
Разворот зина. Коллаж.

Мы предложили ученикам взять за основу своих книг известную им поэзию — не обязательно в рамках школьной программы. Но многие решили далеко не ходить. Так, например, девочки создали несколько вариантов оформления стихотворения Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которое им задали выучить наизусть.

Процесс создания коллажей вдохновил ребят и первое занятие прошло с большим успехом, результаты оказались довольно многообещающими. Например, Люба Мухина показала в своей работе, что знает о явлении «найденной поэзии» (''found poetry'') не понаслышке и оформила первую строчку стихотворения Тютчева «между строк».

Люба Мухина
Люба Мухина

Изначально обратившись к произведениям школьной программы для иллюстрации их в своих книгах, некоторые ребята сразу ушли от этой установки и начали писать в зины собственные стихи! Азиз Иназаров, ученик 6 класса, на последнем занятии не только порадовал нас собственной поэзией, но и удивил всех pop-up страницами, которые он самостоятельно оформил дома.

Также ребята познакомились с особенностями рисования пером и тушью, узнали о элементарных принципах построения композиции, художественного оформления пустого пространства листа, научились делать линогравюру, изготовив собственный экслибрис.

До брошюровки мы отсканировали все страницы зинов учеников, чтобы они могли при желании сделать небольшой тираж. В современном мире каждый может издать книгу и каждый может быть художником, и мы хотим, чтобы юным творцам это было понятно с ранних лет. Мы уверены в том, что подобные факультативные занятия не только помогают развивать фантазию детей, но и формируют правильное уважительное отношение к печатной книге, как к объекту высокой духовной ценности. Благодаря нашему курсу у детей открывается невидимый ими до сей поры путь в книжную графику, дизайн и рукотворное книгоиздание.

Фотоальбом со всеми разворотами шести книг участников курса доступен по ссылке — https://vk.com/album-170059832_292299119

Будем держать вас в курсе новостей о развитии проекта: впереди нас ждет еще больше мастер-классов, выставок и открытых уроков. Благодарим за внимание и участие!

Отдельную благодарность выражаем Ольге Анатольевне Старковской и Светлане Эрленовне Берестовицкой за предоставленную возможность реализации проекта.