Чтобы получить звание Героя СССР в советское время требовалось быть человеком каких-нибудь действительно выдающихся достижений, чаще всего, на военном, а не гражданском поприще. Просто потому, что в годы Великой отечественной героем был практически каждый второй солдат. Азербайджанцев, удостоенных этого, было много, не имеет смысла сейчас их перечислять.
Но Российская Федерация куда более щедра в этом плане, и количество Героев для почти не воюющей страны достаточно велико. Однако, азербайджанцев по чисто демографическим причинам, среди них только двое. Первым стал Гасан Наджафов, подполковник и участник чеченской войны. Вторым – ученый и инженер Давид Пашаев.
За что же он получил свою награду?
Его отец Гусейн был родом из села Даш Салахлы в Газахском районе. Но покинул Азербайджан еще в 1920-е годы. Точнее, как «покинул» – отмотал немалый срок на Соловках. Когда освободился – сумел сделать карьеру и много лет занимал пост директора совхоза.
Мужчина осел в подмосковной глубинке, женился на местной – дочери бывшего царского чиновника, в 1940-м году у пары родился сын. Ему дали компромиссное имя, которое встречается и у азербайджанцев, и у русских: отец звал парня Дауд, а мама – Давид. Когда началась война, семью эвакуировали в Кировскую область, и свой жизненный путь парень начал именно там.
После школы он окончил политех в Свердловске, где восемью годами ранее учился Борис Ельцин. И сразу же был принят на «Севмашпредприятие» в Северодинске – крупнейший во всем мире центр подводного атомного судостроения. Работе на этом заводе Пашаев посвятил всю свою жизнь. В 1988-м году он стал его директором, в 1990-м году под его руководством была построена та самая несчастная подлодка «Курск», которая, впрочем, утонула отнюдь не по вине своих создателей.
Девяностые для всей страны были весьма тяжелым временем. Однако, для военной отрасли – еще тяжелей. Тем более, для такой узкой сферы, как строительство дальних подводных лодок, включая и атомные. Заказов со стороны государства практически не было – даже уже наполовину выполненные проекты пришлось заморозить до лучших времен.
Зарплаты платить стало нечем, а из-за просрочек оплаты за электроэнергию стали отключать цеха – а это север. Московские начальники предложили продать часть оборудования, чтобы завод справился с кризисом собственными силами. Пашаев тогда крутился, как мог, просил помощи у всех старых знакомых. Один раз ему удалось получить кредит в банке, чтобы выплатить рабочим деньги на праздник – 7-е ноября. Тогда их доставляли на предприятие военным самолетом.
В тот самый момент решалась судьба проекта 955 «Борей», чтобы заменить им устаревшие подводные лодки типа «Акула». Директор сумел добиться того, что в 1996-м было заложено первое судно, и кризис на заводе был преодолен. Для этого пришлось сыграть на тщеславии тогдашнего мэра Москвы Лужкова.
Как бы в честь него одну из лодок решили назвать «Юрием Долгоруким». Столичный градоначальник сумел надавить на министра обороны – пригрозил, что власти города перестанут выделять бесплатные квартиры для военных. И план финансирования «Севмашпредприятия» был утвержден. Без этого бы никогда не полетела знаменитая «Булава».
Таким образом, Давиду Пашаеву удалось спасти целую отрасль, а вместе со своим заводом – и город Северодвинск, который во многом зависел от него. За это он и стал Героем России – об этом позаботился еще его товарищ по альма-матер. А уже при Путине ему была дважды присуждена Государственная премия, созданная взамен аналогичной, существовавшей в эпоху СССР.
В 2014-м году вышла книга о герое под названием «Эпоха Давида Пашаева». Предисловие к ней написал президент страны, который встречался с директором «Севмашпредприятия» не один раз.