Найти тему

Почему поэт Поженян так и не стал Героем Советского Союза

Керченско-Эльтигенская десантная операция в декабре 1943 года начиналась гораздо раньше. Ей предшествовала Новороссийско-Таманская операция 1943 года, в ходе которой освободили Анапу. При высадке десанта в Керчи отличился будущий поэт, а тогда просто моряк Григорий Поженян. Он был даже представлен за нее к званию Героя Советского Союза. Правда, эту высокую награду он так и не получил: во время высадки выбросил за борт струсившего политработника. Хотя наказан за этот поступок и не был, но представление о награждении «завернули»: негоже было давать Героя такому своенравному моряку!

Но обо всем по порядку.

Десант 18-й армии 1 ноября 1943 года, в составе которого был и моряк-черноморец, а к тому времени уже военный журналист Поженян, скрытно высадился в районе Эльтигена и захватил плацдарм до 5 км по фронту и до 2 км в глубину. Несмотря на общее превосходство Черноморского флота и Азовской флотилии над отдельными морскими частями Германии и Италии, базирующимися в Крыму, немецкому командованию удалось обеспечить практически полную морскую блокаду Эльтигенского десанта, сосредоточив на этом участке превосходящие силы. Применение крупных боевых кораблей ЧФ в узком и мелководном Керченском проливе полностью исключалось из-за минной опасности и угрозы атак с воздуха. В ходе высадки десантные средства не могли подойти вплотную к берегу из-за организованных неприятелем противодесантных сооружений в воде (охранные линии из колючей проволоки, снабжённые сигнальными элементами, простреливаемые пулемётами). В результате этого высадка производилось на значительном удалении от берега, и многие бойцы погибли, так как полная выкладка не дала возможности добраться до мелководья.

В итоге, уже начиная с 3 ноября перевозки войск, техники и боеприпасов на эльтигенский плацдарм стали непрерывно сокращаться и к 9 ноября — полностью прекратились, хотя отдельные катера всё же прорывались к морским десантникам. Снабжение десанта в основном легло на плечи авиации, что не могло в полной мере обеспечить необходимые объёмы перевозок. В результате не хватало снаряжения и боеприпасов, среди десантников начался голод. В связи с недостатком боеприпасов было принято решение отвести под покровом ночи основные силы десантников в район горы Митридат. Основным силам Эльтигенского десанта удалось передислоцироваться к южной окраине Керчи.

Участник того десанта Григорий Михайлович Поженян родился 20 сентября 1922 года в Харькове. Поэт-фронтовик, писатель, член Союза писателей Москвы, дважды лауреат Государственной премии России, автор нескольких киносценариев.

В 1939 году окончил Харьковскую среднюю школу № 6. Ушёл служить срочную службу на Черноморский флот. Воевать начал 22 июня 1941 года в 1-м особом диверсионном отряде. Войну встретил старшиной 1-й статьи на крейсере «Молотов». Во время обороны Одессы входил в состав отряда моряков-разведчиков при 2-й кавалерийской дивизии.

В качестве одного из боевых эпизодов, в которых принимал участие Поженян, часто указывают операцию августа 1941 года, когда группа моряков-разведчиков сумела отбить у противника водозаборную станцию в захваченной
румынами Беляевке. Разведчики попытались запустить отключённые насосы и подать воду в страдающую от её нехватки Одессу. Почти все моряки-участники операции погибли. Г. Поженян был ранен, но его посчитали погибшим. Его матери была послана похоронка – «погиб смертью храбрых и похоронен в Одессе на Сухом Лимане». Его имя даже увековечено в памятной доске в Одессе, где он назван геройски погибшим в тех событиях августа 1941 года! Но Григорий Поженян словно воскрес, восстал из мертвых.

На основе этих событий Григорий Поженян написал сценарий к художественному фильму «Жажда». С выходом фильма на экраны подвиг моряков-разведчиков получил широкую известность.

Григорий Поженян за всю войну был дважды ранен и один раз контужен. Начав войну краснофлотцем, закончил её в звании лейтенанта. Об отчаянной смелости Григория Поженяна на войне сказал адмирал Ф. Октябрьский:

«Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит! Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!. Естественно, последовала жалоба в Военный Совет. Стали затевать трибунал. Но опомнились и ограничились тем, что ликвидировали представление к Герою»

Писать стихи и печататься начал ещё на войне, с 1943 года был военным журналистом газеты «Боевая вахта» 7-й Воздушной армии Карельского фронта, позднее - корреспондентом газеты «Красный Черноморец».

25 февраля 1943 года приказом войскам 7-й воздушной армии военный журналист газеты «Боевая Вахта» младший лейтенант Г. Поженян был награждён медалью «За оборону Одессы». 15 февраля 1944 года приказом командующего Черноморским флотом корреспондент газеты «Красный Черноморец» младший лейтенант Г. Поженян был награждён орденом Отечественной войны II степени. 1 марта 1944 года младшему лейтенанту Г. Поженяну была вручена медаль «За оборону Севастополя». 23 февраля 1945 года уже лейтенанту Поженяну вручена медаль «За оборону Кавказа». 28 мая 1945 года приказом командующего Черноморским флотом корреспондент газеты «Красный Черноморец» лейтенант Г. Поженян был награждён орденом Отечественной войны I степени. Среди своих наград Поженян особо отличал полный так называемый «Южный бант», — комплект медалей «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Григорий Поженян принимал непосредственное участие во всех наступательных операциях флота: в освобождении Новороссийска и Анапы, в освобождении Керчи, в освобождении Севастополя и в десантных операциях на западном побережье Чёрного моря. Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза. И ни разу не получил этой высокой награды.

Личная смелость, граничащая с отчаянностью, сохранилась у Григория Михайловича и тогда, когда война отгремела. В 1946 году поступил в литературный институт имени Горького (окончил в 1952 году), откуда его два раза исключали.

Однажды Поженяна вызвали в партком Литературного института и попросили выступить против "космополита" Павла Антокольского. Поженян согласился. Только партийные деятели не знали, что Поженян считает Антокольского своим творческим наставником. В итоге на собрание Григорий Михайлович пришел в морском кителе и с боевыми наградами. Только вот говорил он совсем не то, что от него хотели услышать.

– Я, – сказал Поженян, – нёс книгу этого поэта на груди, когда шёл в бой. Если бы в меня попала пуля, она прострелила бы и его книгу. На фронте погиб сын Антокольского, он не может защитить своего отца. За него это сделаю я. Я не боюсь. Меня тоже убивали на фронте. Вы хотели, чтобы я осудил своего учителя? Следите за моей рукой, – и сделал неприличный жест...

После этого случая его вызвал к себе ректор института Федор Гладков и потребовал, "чтобы ноги твоей здесь не было". В ответ на это Поженян, по рассказам, встал на руки и не используя ног вышел из кабинета. Существует еще легенда, о том, что бывший разведчик выбросил из окна второго этажа секретаря комсомольской организации. Причем прямо на клумбу, выложенную в виде портрета Сталина. Правда это или нет, сложно сказать.

Позже Поженян восстановился в литинституте. Чтобы еще раз вылететь из него. Григорий хранил пистолет, подаренный ему адмиралом за отвагу в бою. Так сказать, именное оружие. Был он не чужд бравады и не скрывал своей «игрушки» от приятелей-студентов. Нашелся среди них бдительный патриот (между прочим, ставший с годами довольно известным писателем), который сообщил «куда надо» об оружии у его однокурсника. Дело дошло до суда. Причем разрешения на владение оружием у Поженяна не было. У него при обыске нашли браунинг. Правда, именной, но на пластинке, прикреплённой к рукоятке пистолета, значилось, что он вручен Военным Советом Черноморского флота не Г.Поженяну, а «Угольку». Развернулось уже нешуточное дело, Поженян вынужден был доказывать в суде, что браунинг – его наградной, вручен военсоветом Черноморского флота, а "Угольком" его прозвали на фронте. Не поверили. Поженяну грозила тюрьма, но вовремя пришла телеграмма от вице-адмирала Азарова, подтвердившего всю эту историю.

Первой книгой Г. Поженяна стал сборник стихов «Ветер с моря». Григорий Поженян участвовал в создании кинофильмов, в том числе и как режиссер: «Жажда» (1959), «Никогда» (1962), «Прощай» (1966), «Поезд в далёкий август» (1971) и других. Было выпущено 4 пластинки с записями песен и стихов. Песенное наследие Г. Поженяна насчитывает более шестидесяти песен, многие из которых входили в репертуар Кобзона, Антонова, Кристалинской, Магомаева, Лещенко, Хиля, Анофриева и других известных исполнителей. В

Скончался Григорий Михайлович в Москве 19 сентября 2005 года, похоронен на Переделкинском кладбище.

-2