Найти тему

Предикатив (категория состояния) и противоречия школьных учебников

Оглавление

Я тут подумала, что раз скоро Новый год, вам просто необходимо понять, что такое предикатив (шутка). Начала одну тему в другой статье развивать, упомянула там предикатив и поняла, что для объяснения, что это такое, нужно отдельную статью сначала написать. Первая часть — объяснение термина, а вторая — о противоречии школьных учебников по вопросу о предикативе.

Часть 1. Что такое предикатив?

Предикативы как отдельный класс выделены академиком Щербой. В 1928 году он отнес «странные» слова типа нельзя, можно, надо, пора, жаль, лень, неохота к «особой категории состояния». Термин прижился. А то лингвисты с XVIII века бились над разгадкой, что же это за часть речи такая, как только не «обзывали» эти слова: сопрягаемые прилагательные, сопрягаемые имена, соглагольные слова — в зависимости от того, на что обращали внимание. Потом лингвисты долго спорили, выделять ли эти слова в особую категорию. Потом уточнили: есть безличный предикатив и есть обычные наречия, используемые в качестве смысловой части составного сказуемого (см. примеры ниже) в безличных предложениях. А в конце ХХ века слова состояния появились в школьной программе.

Примеры предикативов в составе составного именного сказуемого (СИС)*:

-2

Предикатив — слово/категория состояния, предикативное наречие. Это такая неполноценная часть речи, которая хоть и похожа внешне на краткое прилагательное и наречие, но которую нельзя в полной степени отнести ни к тому, ни к другому. Предикатив чаще называют не частью речи, а особым классом или разрядом слов, который выделяется по синтаксическому признаку. Слово состояния всегда является сказуемым в безличном предложении (БП) (т. е. подлежащего нет и быть не может) и не изменяется. Неслучайно входящее в СИС слово состояния некоторые лингвисты называют безличным предикативом.

Отличие предикатива от наречия и краткого прилагательного

Для наглядности возьмем три примера с похожими словами. Это главная часть объяснения!

-3

Как видите, предикатив по функции в предложении отличается от наречия и по значению — от краткого прилагательного.

Подытожим.

Предикатив

1) входит в состав СИС с глаголами-связками быть, стать, казаться и др. в бессоюзном предложении, где подлежащего нет и не предвидится: мне сейчас (есть) хорошо

  • краткое прилагательное, тоже входя в СИС, называет признак предмета, названного подлежащим, т. е. используется в двусоставном предложении (с подлежащим): платье (было, есть, будет) хорошо);
  • наречие обычно является в предложении обстоятельством и обозначает признак действия: Катя учится (как?) хорошо

2) называет состояние человека или природы

  • прилагательное обозначает признак предмета: платье (каково?) хорошо,
  • наречие, входящее в СИС в двусоставном предложении, а не в БП, тоже обозначает признак предмета: это яйцо (каково?) всмятку.

3) вообще «странное», не похожее на наречие или прилагательное и входящее в СИС: жаль, нельзя, лень и т.д.

А теперь для наглядности еще и в таблице это покажу.

-4

Проанализировав таблицу и примеры, я думаю, вы поймете, почему возникла необходимость выделить предикатив в отдельную категорию слов.

-5

Часть 2. Противоречие в школьных учебниках

Такое ощущение, что с каждым улучшением учебников что-то адаптируют, а что-то потихоньку портят (взять хотя бы правило «н и нн в суффиксах причастий» или «ь после шипящих на конце наречий»).

Пока лингвисты никак не договорятся между собой, считать ли слово состояния отдельной частью речи (многие предлагают не считать и по синтаксическим признакам относят его к особому употреблению прилагательного), учебник Ладыженской для 7 класса сообщает, что слово состояния — самостоятельная часть речи. И беда не в этом, в разметке Национального корпуса русского языка предикатив тоже выделен в особую часть речи.

-6

Также подчеркивается, что слово состояния является в предложении сказуемым. Следуя логике Ладыженской, учебник для 8 класса (2019), написанный коллективом авторов (Бархударов, Чешко, Крючков), рассказывая о составном именном сказуемом, должен был бы упомянуть и слово состояния, раз его представили детям как самостоятельную часть речи. Но... несостыковочка — не упомянул. Сами посмотрите. Ни краткого прилагательного, похожего на наречие (хотя бы в примерах), ни слова состояния.

-7

Получается, в 7 классе детям рассказывают о том, что слово состояния отличается от наречия тем, что оно является сказуемым. А в 8 классе при изучении сказуемого показывается, что именной частью СИС является все что угодно, но только не слово состояния, которое, как я уже отметила, вообще не упоминается. И даже в упражнениях не встречается (специально пролистала). Так и хочется кого-нибудь в министерстве образования пошевелить палочкой.

Спасибо, что интересуетесь!

Помогла ли вам статья разобраться с темой?