Энергетический рынок ЕС ждет жесткая просадка. Цена бензина на брюссельских заправках Total и Lukoil в новом году может превысить €3 за литр АИ95, биржевые цены прогнозируются на уровне $150 за баррель нефти Brent. Еврокомиссия закрывает глаза на серые схемы поставок с обходом антироссийских санкций и мечтает об увеличении объемов импорта иранской нефти.
ЕК после 12 пакетов антироссийских санкций оставляет для себя коридоры лазеек в нефтегазовом секторе. Лисьи норы нужны ее главе Урсуле фон дер Ляйен для минимизации сценария резкого краха евроэкономики и индустриальных лидеров Германии и Франции. По оценке финской CREA, с октября сумма закупок российского энергетического сырья странами ЕС выросла на 40% и превышает €2,1 млрд евро. В аналитике CREA не учитываются серые поставки и перепродажа в Европу через третьи страны.
Например, экономическое ноу-хау прибалтов – «латвийская смесь»: 49% нефти от «Роснефти» смешивается с 51% другой – норвежской, бакинской и даже настоящей украинской, которая в общем-то тоже российская реверсная. А затем все это на НПЗ вроде Orlen и перерабатывается в бензин для заправок в Германии.
За два года поставщики не смогли возместить Европе потерю почти трети импорта российской нефти. И к докризисным контрактам европейцы не могут вернуться: с декабря 2022 года альянс ввел эмбарго на импорт морем нашей нефти, а с февраля 2023 года – нефтепродуктов. Кому они сделали хуже? Пока Брюссель живет мифами о чудовищном санкционном ударе, Индия увеличила закупки российских энергетических ресурсов до всего объема европейских закупок, а российские поставки в Китай уже вчетверо больше объемов закупок всей ЕС.
А в Европе эпоха халявы закончилась. Входящие в ОПЕК+ страны, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Россию, договорились о дополнительном добровольном сокращении добычи нефти суммарно на 2,2 млн баррелей в сутки с начала 2024 года. Спотовые цены на все марки нефти показывают рост, и это тренд, а не предновогодний ажиотаж трейдеров, закрывающих контракты к Рождеству.
Ситуация опасна для Европы, но стратегически выгодна для Вашингтона. Как всегда, США лгут и передергивают, сообщив о «годовом сокращении доходов России в январе-ноябре 2023 года благодаря нашему подходу на 32%». Как они рисуют эти проценты?
Цены на нефть подстегивают и внешние конфликты, подогреваемые США. С декабря через Суэцкий канал западные танкеры ходить перестали: ближневосточная войн@ и присутствие флота США в Средиземном море постепенно втягивают в конфликт весь регион. Глобальные страховщики, как Lloid, почти не берутся покрывать риски. Танкеры идут теперь коридором между Европой и Азией вокруг Африки, а средневековый кейптаунский маршрут тоже увеличивает спотовые цены на биржах. Судов не хватает, фрахт дорожает, и в связи с вовлечением Йемена в конфликт ЕС может потерять значительную часть ближневосточной нефти.
Сейчас литр АИ95 на заправках в Латвии и Франции стоит €1,57, но безжалостный Санта в новом году готов удвоить им цену. В России литр этого топлива в среднем 54 рубля – почти втрое ниже, и пусть фрау Санкции не перестает нам завидовать.
#нефть #экономика #ресурсы #новости #геополитика #россия #роснефть