Вечером 15 декабря повстанцы из числа хуситов выпустили баллистическую ракету, которая поразила грузовое судно MSC Palatium III. Представители компании заявили, что члены экипажа не пострадали, но в результате атаки на судне произошел пожар, и оно было выведено из эксплуатации. Предшествующей целью нападения стал контейнеровоз Al Jasrah под флагом Либерии.
Хуситы утверждают, что их действия направлены на прекращение военной операции Израиля в секторе Газа. Ранее они объявили об намерении атаковать любые израильские суда в Красном море в ответ на "отвратительную израильско-американскую агрессию" в контролируемом ХАМАС эксклаве.
По данным Financial Times, из-за действий хуситов и засухи, приведшей к падению уровня воды в другом важном судоходном канале, а именно Панамском, доставка товаров по всему миру перед Рождеством может быть нарушена. Согласно генеральному директору Института экспорта и международной торговли Марко Форджионе, без обеспечения устойчивости цепочек поставок возможны проблемы и в следующем году.
На этих новостях нефть возвращалась на уровень 80 долларов за баррель
Более ста грузовых судов уже отправились в длинный путь вокруг Африки, чтобы избежать риска нападений в Красном море, что приводит к дополнительным затратам и задержкам. В это время США обдумывают, как реагировать на последнюю угрозу мировой экономике.
По информации логистического гиганта Kuehne+Nagel, 103 контейнеровоза направляются в обход Красного моря через Африку. Компании также рассматривают возможность использования железнодорожных и воздушных маршрутов, так как считается, что морской путь, по которому осуществляется 12% мировой торговли, слишком опасен для прохождения.
США и их союзники формируют новую оперативную группу для противостояния хуситам, хотя точное время ее начала действий пока не ясно. Также рассматривается возможность проведения военных операций, однако на данный момент приоритет отдается дипломатическим усилиям. Некоторые страны, включая Саудовскую Аравию, соседствующую с Йеменом, выражают опасения относительно того, что военные удары могут побудить хуситов, обладающих значительным арсеналом баллистических ракет, к еще более агрессивным действиям.
Стремление США контролировать Баб-Эль-Мандебский пролив понятно. Даже временное его закрытие, даже под предлогом улучшения коммерческого судоходства, представляет серьезные угрозы для экономик Китая, Европы, Индии и, особенно, России. Торговые и экономические связи этих стран слишком тесно связаны. Маршрут из Роттердама в Сингапур через мыс Доброй Надежды на 40% длиннее, чем через Суэц, что приведет к заметному увеличению затрат на страхование, кредитование перевозок и фрахт.
В случае системного закрытия Баб-Эль-Мандеба потребуется существенное расширение мирового флота всех видов судов (танкеров, газовозов, балкеров, контейнеровозов), занятых на текущем маршруте Европа-Азия.
Однако подобные события были ожидаемыми. Лидеры Китая, Ирана, Индии и России осознавали, что рано или поздно проливы будут закрыты при усилиях Белого дома. Этот факт породил значительные инвестиции, такие как китайский "Пояс Путь", индо-иранский проект "Север-Юг" и российский Севморпуть. Логистика сильно зависела от узкого коридора.
Кризис в Йемене также вызовет нехватку топлива в Европе. Значение Красного моря как ключевого логистического пути для нефти значительно возросло после начала СВО. Российская нефть из портов Черного и Балтийского морей в основном направляется на переработку в Индию или Китай. Самый краткий маршрут проходит через Суэц и Баб-Эль-Мандеб.
В этот период количество ежедневно транспортируемой нефти и нефтепродуктов через Красное море превысило 6 миллионов баррелей. До начала конфликта в Йемене перевозилось менее 3 миллионов баррелей в день, в основном ближневосточного топлива. Однако цифры от Bloomberg сильно расходятся с данными Минэнерго США, которые оценивают поток российской нефти через проливы вплоть до 4 миллионов баррелей в день. Что особенно интересно, эта нефть, представленная в виде нефтепродуктов, возвращается обратно в Европу, на ее традиционные рынки сбыта.
Более "защищенные" маршруты поставок российской нефти по суше или через территориальные воды были нарушены самими европейцами, которые, вероятно, по своей воле или под воздействием США, отказались от импорта российской нефти и нефтепродуктов. Грабеж Евросоюза продолжается.
Спекулянты активно играют на понижение нефтяных фьючерсов, но стратегия ОПЕК+ продолжает демонстрировать свою эффективность. Новостные агентства, с увлечением развивающие темы рецессии в развитых странах, возможного замедления Китая, электромобилизации и других факторов, могут создавать напряженность на рынке. Однако следует отметить, что спрос на нефть по-прежнему растет, в то время как предложение остается ограниченным. В результате запасы нефти уменьшаются с каждым днем.
Стратегические резервы нефти в США и запасы топлива в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) находятся на многолетних минимумах, а главный азиатский терминал – Сингапур – испытывает дефицит. Запасы нефти в плавучих хранилищах, таких как танкеры, сокращаются уже более трех лет и практически исчерпаны. Эти запасы часто принадлежат нефтетрейдерам, профессиональным участникам рынка, и являются основным рыночным балластом, создающим инерцию нефтяного рынка. Они покупают нефть, когда цены на нее крайне низки, и продают, когда цены начинают повышаться. Однако в настоящее время этот мировой резерв нефти исчерпан. Этот запас был последним элементом, ограничивающим резкий рост цен на нефть, и традиционно он заканчивал предварительное подъем цен на нефть: запасы в плавучих хранилищах.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Не забываем ставить лайк :)
Еще несколько интересных статей на моем канале: