Найти тему
Царьград.Спорт

Так вот почему американцы так сильно боятся русских: Подсказки из Голливуда

Русский – один из самых любимых злодеев Голливуда ещё со времён холодной войны. Мода на арабских террористов, появившаяся после 11 сентября, довольно быстро сошла на нет. Немецкие нацисты накладывают ограничения на жанр. Мексиканские картели – слишком скучно и заурядно. А вот русские – это идеальный враг. Он актуален всегда, и вписать его можно практически в любой фильм – от спортивной драмы до комикса. Мы же попробуем разобраться, как менялся образ главного врага "демократии" с годами.

Злодеи всегда занимали особое место в американском кинематографе, ведь яркий антагонист – это половина успеха. Подбирая плохишей, сценаристы отталкиваются от двух факторов – текущей политической повестки в США и страхов общества, которые сами же власти и навязывают. Русские в этом плане – поистине универсальный злодей. Он многолик, многочислен, всегда опасен и актуален. А потому русские – страшнее, чем все арабские террористы вместе взятые. Так почему американцы так нас боятся?

Русские агенты

-2

Наверное, самая большая фобия у правящего класса в США связана с русскими агентами. Образ злого кагэбэшника так прочно впечатался в массовую культуру, что стал неотъемлемой частью "развесистой клюквы". В одной только бондиане набралось не менее шести русских злодеев! И почти все – с погонами.

Особенно американцы боятся русских девушек-агентов, которые столь же красивы, сколь и опасны. Ксения Онатопп – русская киллерша из "Золотого глаза" (1995), бывший лётчик-испытатель истребителя. Притягательная и харизматичная девушка в исполнении голландской актрисы Фамке Янссен стала таким ярким персонажем, что смогла одновременно попасть и в список самых лучших девушек Бонда, и в список самых необычных противников знаменитого агента 007.

-3

После "Золотого глаза" образ советской разведчицы начало мотать из стороны в сторону. В комикс-вселенной "Марвел" бывшая сотрудница КГБ Наташа Романофф, известная как Чёрная вдова, – это профессионал высшего класса. Она прекрасно владеет огнестрельным оружием, превосходно обучена рукопашному бою, говорит на семи языках, знает, как уйти от погони и скрыться в толпе, а ещё отлично обучена методам допроса без применения силы. И хоть Наташа позиционируется как положительная героиня, изначально она была "злодейкой", поскольку работала на "страшный и кровавый" КГБ, собирая информацию об американских агентах.

При этом голливудские киноделы уверены, что русские разведчицы в обязательном порядке специализируются на обольщении своих целей, поэтому в агентессы берут исключительно красивых девушек модельной внешности.

Дальше всего пошёл фильм "Красный воробей" (2018), где представлена целая школа по подготовке русских девушек-агентов, которая больше напоминает бордель, чем шпионскую академию. Вместо огневой подготовки и рукопашного боя "красных воробьёв" денно и нощно обучают ремеслу женщин лёгкого поведения. Поэтому помимо стандартных голливудских загонов про "страшную и тоталитарную Россию", которой противопоставляется "светлая и демократичная" Америка, тут есть ещё и оскорбительный намёк на доступность русских женщин. Картина получилась исключительно русофобской, ведь на роль злого русского офицера Ивана Егорова специально подобрали актёра, похожего на президента России Владимира Путина. Ну, чтобы люди на подсознательном уровне понимали, кто здесь враг. Впрочем, кино с треском провалилось в прокате. На такую "клюкву" не клюнул даже доверчивый американский зритель.

Не отстают от прекрасного пола и русские шпионы-мужчины. Они встречаются в американском кино не так часто, как девушки, однако всё равно являются одним из самых популярных "злодеев" в Голливуде.

-4

Сотрудник ФСБ Кирилл, сыгранный новозеландским актёром Карлом Урбаном в шпионском триллере "Превосходство Борна" (2004), не только не уступает главному герою по части боевых навыков, но и остаётся единственным человеком во всём мире, которому удалось выследить Борна – беглого агента-убийцу ЦРУ. В фильме он представлен как высокопоставленный коррумпированный сотрудник Федеральной службы безопасности, который работает на некоего нефтяного олигарха. Беспринципный, хладнокровный, но высококвалифицированный агент Кирилл предстаёт как некая непреодолимая сила, которая будет преследовать свою цель, пока не найдёт.

В фильме "Мюнхен" (2005), который посвящён операции "Моссада" по ликвидации террористов, устроивших теракт на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году, Израиль так боится КГБ, что запрещает своим агентам в принципе соваться на Ближний Восток:

В Европе, но не в арабских странах, тут мы сами разберёмся. Восточный блок не трогать, не нужно злить русских.

Впрочем, стоит отметить, что в последние годы образ "злого кагэбэшника" несколько смягчился. Если отбросить откровенно русофобскую агитку "Красный воробей", то можно заметить, что в некоторых голливудских фильмах из образов сотрудников русских спецслужб неожиданно исчез элемент демонизации.

Фильм "Шпионский мост" (2015) повествует об историческом обмене советского разведчика Рудольфа Абеля на лётчика американского самолёта-шпиона Гэри Пауэрса, который был сбит над СССР. И Абель там хоть и позиционируется как враг, но показан весьма достойным человеком. Умным, интеллигентным, любящим Советский Союз. Абель вызывает куда больше симпатий, чем Пауэрс, который показан обычным безликим солдафоном.

А в ленте "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" сотрудник ФСБ Анатолий Сидоров в исполнении замечательного русского актёра Владимира Машкова, как и Кирилл из "Борна", смог выследить отряд неуловимого американского шпиона Итана Ханта, хотя тот был настолько секретным, что даже в США не все о нём знали.

Ну а в "Агентах А.Н.К.Л" (2015) Гая Ричи американский разведчик вынужден сотрудничать с сотрудником КГБ Ильёй Курякиным в Восточном Берлине, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия. Курякин не только демонстрирует недюжинную силу и прекрасные навыки рукопашного боя, но и имеет определённый кодекс чести, которого, кстати, нет у его американского напарника.

— Не забудь прикинуться трусом.
— Русские так не поступают!

Русские спортсмены

В 1980-х "злых кагэбэшников" потеснили "злые русские спортсмены" (да, бывает и такое). Вероятно, что кинопропаганда сместилась в спортивную плоскость из-за Олимпиады, которая прошла в Москве в 1980 году и которую многие западные страны бойкотировали из-за войны в Афганистане. Позже уже Советский Союз и ряд стран социалистического лагеря проигнорировали Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. Такой накал страстей не мог не отразится на кинематографе.

Самым известным русским злодеем-спортсменом всех времён и народов считается легендарный Иван Драго в исполнении молодого Дольфа Лундгрена – боксёр-тяжеловес, который стал главным антагонистом фильма "Рокки 4" (1985).

-5

Иван Драго – капитан советской армии, золотой медалист той самой Олимпиады-1980 и чемпион СССР по боксу, который в первом же своём бою в США убивает на ринге бывшего чемпиона мира в тяжёлом весе и друга Рокки – Аполло Крида. Таким образом лента из стандартной спортивной драмы превращается в историю о мести.

Уже тогда была популярной тема, что наши спортсмены якобы поголовно сидят на допинге, потому что Ивану открыто колют стероиды, чтобы увеличить мышечную массу. Кроме того, он ежедневно тренируется на продвинутых советских тренажёрах. В противовес ему ставятся народные средства Рокки, который избивает замороженные коровьи туши, бегает за курицами и рубит дрова в Сибири. И хоть в финале Рокки побеждает Ивана в бое-реванше, Драго до сих пор является олицетворением страха американцев перед русскими спортсменами. Ни один противник Рокки Бальбоа ни до, ни после не был столь устрашающим и запоминающимся, как Драго. А его фраза на ломаном английском "I will break you" ("Я тебя сломаю") стала крылатой.

Злым русским бойцом успел побывать и знаменитый Жан-Клод Ван Дамм в фильме "Не отступать и не сдаваться" (1986). Он сыграл каратиста Ивана Крашинского, нанятого бандитами, для того чтобы захватить школу боевых искусств в Лос-Анджелесе. Стоит отметить, что в 1980-х с расцветом гонконгских фильмов о кунг-фу в Советском Союзе резко вырос интерес к восточным единоборствам, в особенности к карате. Некоторое время Москва не препятствовала этому, поскольку видела в карате большой олимпийский потенциал. В 1978 году в СССР даже приезжала японская делегация во главе с генсекретарём Международного союза карате-до Эйити Эригути. Японцы провели показательные выступления и ознакомились с методикой обучения родному боевому искусству в советских спортшколах. А в 1981 году был проведён первый чемпионат по карате в СССР. Однако позже власти официально запретили преподавать данный вид спорта, утверждая, что он культивирует насилие и жестокость. Разумеется, карате никуда не делось, просто занятия стали проводиться подпольно и в меньших масштабах. Клеймо "запрещённого спорта" с карате сняли лишь после краха Советского Союза.

В начале двухтысячных мода на карате и кунг-фу начала отходить на второй план, поэтому русскому злодею пришлось освоить ММА (mixed martial arts – смешанные боевые искусства). Герой фильма "Неоспоримый 2" (2006) – русский зэк Юрий Бойка, который является многократным чемпионом по тюремным боям и одним из лучших ММА-бойцов в мире. В бою он использует свой собственный стиль, собранный из тхэквондо, кикбоксинга, дзюдо и джиу-джитсу. Акцент на этих дисциплинах неслучаен. Исполнитель главной роли Скотт Эдкинс сам изучал тхэквондо, карате, джиу-джитсу и кикбоксинг.

Разумеется, будучи русским, Бойка помимо блестящей техники демонстрирует и откровенный садизм. Тюремный чемпион одержим лишь одной идеей: доказать всем, что он является самым совершенным бойцом в мире. В финале Бойка ложится на ринг под натиском американского боксёра Айсмена, оказавшегося в русской тюрьме по ложному обвинению. Но как и в случае с Драго, образ Бойки и его боевой стиль оказались настолько яркими, что в последующих фильмах неудержимый русский боец уже сам стал главным героем, а про американца все забыли. Бойке чуть убавили ярости и добавили совести, но он так и остался несгибаемым русским со стальной силой воли и железными кулаками, который готов пойти против соперника даже с серьёзной травмой ноги.

Примечательно, что Россия действительно знаменита своими бойцами ММА. Это и Олег Тактаров, который позже подался из спорта в кино, и Виталий Минаков, и Хабиб Нурмагомедов, и Фёдор Емельяненко. Но все они, в отличие от Бойки, напирают не на кикбоксинг и тхэквондо, а на более эффективные, но менее зрелищные самбо, борьбу и бокс.

Русские бандиты

Русские бандиты – это второй по распространённости троп в американском кино после русских спецагентов. Вероятно, это связано с тем, что в Нью-Йорке действительно промышляет славянская мафия, а учитывая, что американцы не различают между собой русских, украинцев, албанцев, болгар и сербов, то русская мафия воистину оказывается всеобъемлющей преступной организацией. Такой же страшной, как итальянская "Коза Ностра", японская "Якудза" или китайская "Триада".

Русские бандиты в американских фильмах – неравнодушные к водке татуированные громилы, которые обычно зарабатывают на наркотиках, проституции, торговле оружием и контрабанде. В 1990-х в голливудском кино они также промышляли продажей икон, которые "малиновые пиджаки" массово вывозили из страны на Запад.

Сегодня russian gangster – частый гость в среднебюджетных боевичках про героев-одиночек. В "Великом уравнителе" (2014) главным злодеем выступает Николай Итченко – главный боевик и "решала" русской мафии с особыми полномочиями, которого бандиты привлекают, когда не могут справиться сами. Отличается он звериной жестокостью, беспринципностью и полным безразличием к жизням окружающих.

-6

В "Джоне Уике" (2014) русская "Братва" – один из главных преступных синдикатов, который входит в "Совет кланов" – преступный альянс, объединяющий разные группировки. Наши бандиты делят власть с итальянцами ("Каморра", "Коза Ностра", "Ндрангета"), азиатами ("Триада", "Якудза") и русскими цыганами ("Русска рома"). Белорусов американцы, по всей видимости, тоже побаиваются. Главный герой – неубиваемый киллер по кличке Баба Яга – оказался "сыном Белоруссии" с типичным славянским именем Джардани Йовонович, который некогда входил в группировку "Русска рома". Примечательно, что украинцы не смогли смириться с таким положением дел, поэтому в их дубляже Джон Уик внезапно оказывается "сыном Украины". Впрочем, нам не привыкать. За последние 9 лет "украинцами" успели стать Достоевский, Чехов, Разин, Пугачёв, Чайковский и даже русский богатырь Илья Муромец.

Русские олигархи

Относительно молодой вид русского злодея, который появился после падения железного занавеса, когда новые "хозяева жизни" потянулись в США и Европу. В фильме "Рок-н-рольщик" (2008) один из главных антагонистов – это очень похожий на Романа Абрамовича миллиардер из России Юрий Омович, который осел в Лондоне и теперь занимается недвижимостью. Он всегда держит под рукой двух боевых ветеранов, которые готовы делать за хозяина грязную работу. Русский олигарх в представлении Ричи – это сдержанный и вежливый бизнесмен, который оказывается настоящим дьяволом, если ты перешёл ему дорогу.

-7

Кстати, через 11 лет Гай Ричи выпустит ещё одну криминальную картину "Джентльмены" (2019), где снова в сюжете появится олигарх из России. Только на этот раз, судя по всему, речь идёт о выходце с Кавказа, так как его сына зовут Аслан.

Отметим, что Британия действительно стала прибежищем для многих российских олигархов, включая всё того же Абрамовича. Они рассматривали эту страну как безопасную пристань, где можно отмыть и спрятать незаконно заработанные деньги. Наши "постояльцы" списка "Форбс" наивно полагали, что их "непосильно нажитое" добро в Англии никто не отберёт, поскольку там  "верховенство закона". Каково же было их удивление, когда власти Британии без суда и следствия начали вводить санкции и отбирать имущество только на основании того, что пригретый на английской груди олигарх – выходец из России. Теперь вышеозначенный Абрамович готов ковром стелиться перед британцами, лишь бы с него сняли санкции. Он вам и "Челси" себе в убыток продаст, и украинских нацистов из Мариуполя на частном самолёте вывезет, всё – ради новой "родины".

Русские учёные

В плане продвижения злых русских учёных особо постаралась киновселенная Marvel, которая выпускает супергеройское кино. Судя по этим лентам, страх перед русскими инженерами, которые проделали путь от автомата Калашникова до не имеющей аналогов гиперзвуковой ракеты "Кинжал", никуда не делся.

В "Железном человеке 2" (2010) роль злодея выпадает Ивану Ванко – талантливому русскому физику и программисту, чей отец, по заветам Солженицына, провёл "20 лет в водочном угаре" в сибирском ГУЛАГе (ну конечно же). Уникальность русского учёного в американских фильмах заключается в том, что он способен создать прорывную технологию у себя в гараже с помощью обычного паяльника и молотка. В итоге Иван Ванко создаёт кустарным методом экзоскелет, питающийся от дугового реактора, и выступает на равных против Тони Старка – гениального и богатейшего инженера, имеющего в распоряжении высокотехнологичные лаборатории и доступ к самым продвинутым материалам.

А в "Чёрной вдове" (2021) подставная мать главной героини разрабатывает уникальную технологию контроля сознания, разводя свиней на ферме под Петербургом.

И пусть, по законам кино, такие злодеи в конце всегда проигрывают, при виде стальных спортсменов, опасных агентов и уникальных учёных за страну всё равно берёт гордость. Выходит, что не зря США так боятся русских... Просто ещё сами не поняли, что надо не бояться, а принимать нас, поскольку другого варианта всё равно не будет.

"А как у них?"

Всего за пару десятилетий нас приучили не перенимать лучший опыт стран мира, а жить с оглядкой на других. Но если приглядеться, так ли всё хорошо там, где нас нет? Разбираемся предметно. Царьград рассказывает о мировом опыте в той или иной сфере жизни. Мы не говорим, что у них плохо, а в России хорошо. Просто приводим факты, в том числе показывая, к чему мы можем стремиться, а о чём лучше забыть навсегда.