Новый год — пора радости, чудес и волшебства. Но мошенники не дремлют даже в это сказочное время и вовсю придумывают новые, «праздничные» способы вас обмануть. Какие уловки они используют и как защититься от них в предновогодней суматохе — в нашей статье.
Лже-Дед Мороз
Под Новый год Евгений и Анна решили создать для своего сына настоящий праздник и заказать аниматора в костюме Деда Мороза. Нашли исполнителя в интернете и договорились с ним. Аниматор пообещал привести ещё и Снегурочку.
Ребёнок был счастлив. Правда, «Дед Мороз» вручил малышу дорогой подарок, о котором разговора не было. Родителям пришлось доплатить — не забирать же игрушку у радостного сына?
А после ухода гостей Евгений и Анна обнаружили, что из сумки в прихожей исчезла вся предновогодняя получка. Такое вот новогоднее поздравление.
Что произошло
Наши герои совершили базовую ошибку: пригласили в дом незнакомцев, которых при случае не смогут опознать. В предновогоднем хаосе Евгений и Анна не запросили портфолио, не встретились с аниматорами заранее, не попросили их паспорта и самое важное — не заключили договор на оказание услуг. А уже в квартире так увлеклись представлением, что даже не заметили, как кто-то из новогодних персонажей их «обчистил».
Как защититься
Аниматоров стоит искать внимательно. Лучше всего обратиться в специализированное агентство или спросить совета у друзей и родственников. Но и в этом случае обязательно проверьте отзывы и заключите договор, в котором пропишите паспортные данные исполнителя, полную стоимость и другие условия. Например, о подарках — чтобы во время праздника «Дед Мороз» не решил подзаработать, надавив на совесть родителей.
Если вы нашли исполнителя онлайн — не вносите большую предоплату или не вносите её вовсе. Так вы не сильно пострадаете, если попадёте на поддельный сайт или просто недобросовестного аниматора. И, конечно, не оставляйте подобных гостей без присмотра.
Дорогая поездка
Глеб вышел из ресторана, где проходил предновогодний корпоратив, около трёх часов ночи и прилично подшофе. Мужчина вызвал такси через агрегатор, сел в машину и провалился в сон. Через час очнулся и понял, что находится на другом конце города. На закономерный вопрос водитель уверенно заявил, что Глеб сам попросил его изменить маршрут.
Делать нечего: пришлось вновь называть нужный адрес, а в конце поездки горестно прощаться со списанной с карты четырёхзначной цифрой.
Что произошло
Коварный таксист оценил состояние (или вернее — нестояние) пассажира, решил воспользоваться им и увёз Глеба в противоположном направлении. Человек в состоянии алкогольного опьянения и правда может попросить о подобном, а после смены маршрута цена пересчитывается исходя из фактического расстояния и времени в пути. Эти и другие способы обмануть подвыпившего клиента порой используют не самые честные водители.
Как защититься
Хорошее настроение и определённый градус в крови снижают бдительность. Однако старайтесь сохранять внимательность. Безопаснее всего в таком случае — разделить поездку с кем-то знакомым.
Помните, что в любой непонятной ситуации вы можете обратиться к диспетчеру таксопарка или в поддержку агрегатора. Если мирные переговоры не помогут — отправьте официальную претензию, напишите жалобу в Роспотребнадзор или подайте иск в суд. За обман потребителя нерадивому таксисту грозит штраф и, возможно, отключение от заказов.
Фальшивая скидка
Маша сперва не поверила своим глазам, но затем обрадовалась: вот это новогоднее чудо! В электронном почтовом ящике её ждало письмо о персональной скидке на мобильный телефон из любимого интернет-магазина техники. И о какой скидке! А ведь Маша как раз присмотрела этот смартфон, но никак не решалась на покупку. Сейчас было ясно: это знак.
Однако надо было успевать: акция действовала лишь пару часов. Довольно улыбаясь, девушка перешла по ссылке, без лишних раздумий заполнила нужные данные и ввела данные карты. Оплата списалась, но затем ничего не произошло. Маша не получила ни номера заказа, ни даты его доставки.
Что произошло
Рассылка писем с выгодными предложениями, акциями, подарками — один из самых распространённых способов онлайн-мошенничества. В преддверии Нового года аферистам ещё легче мимикрировать под повсеместные скидки и распродажи.
Воры создают клоны сайтов маркетплейсов, магазинов и известных брендов, меняя лишь букву или цифру в адресной строке. Как только человек переходит по ссылке и вводит личные данные, мошенники в лучшем получают доступ к бонусам и картам лояльности, а в худшем — к деньгам.
Эта же схема с фейковыми сайтами или аккаунтами в соцсетях работает и во многих других случаях. Так, на почту может прийти сообщение от авиакомпании или турфирмы о дешёвых билетах или выгодном проживании в отеле. Пенсионеров завлекают обещанием подарков от Минздрава, а поддельные интернет-магазины обманывают тех, кто ищет новогодние товары.
Как защититься
Самый верный способ обезопасить себя — не переходить по ссылкам из писем и в принципе не приобретать товары на неизвестных ресурсах, в новых группах в соцсетях или сомнительных Telegram-каналах.
Что ещё:
- перепроверяйте информацию о скидках на официальных сайтах, в приложениях магазинов или звоните на горячую линию;
- изучайте отзывы на магазин;
- обратите внимание на сайт — клоны часто имеют ограниченный функционал и неудобную навигацию;
- проверяйте сайты на мошенничество — например через Whois-сервис. Если сайт создан недавно, зарегистрирован вне РФ или на частное лицо — вероятно, он ненастоящий;
- не переводите деньги частным лицам, в том числе на таких площадках, как Avito или Юла, и не соглашайтесь на предоплату на карту за «доставку»;
- оплачивайте товары и услуги только на известных ресурсах, в идеале — при получении;
- приобретайте билеты на культурные мероприятия на сайтах учреждений или у известных билетных агрегаторов (Kassir.ru, Ticketland, Яндекс.Афиша).
Также можно ориентироваться на синюю галочку, которая высвечивается рядом с сайтом в поисковике. Этот знак получают компании, которые заполнили информацию о себе и регулярно обновляют данные. Конечно, это не всегда признак того, что сайт официальный. Но мошенникам, как правило, некогда уделять время подобным деталям.
Сохраняем бдительность
Эти три истории — лишь скромные примеры того, как мошенники идут во все тяжкие в преддверии Нового года. Аферисты давят на сентиментальность и устраивают «благотворительные» сборы, под видом «волонтёров» обманывают пенсионеров, зазывают всех желающих участвовать в новогодних розыгрышах и присылают липовые платёжки за ЖКУ — с якобы «перерасчётом».
Перечислить все схемы — как и уберечься от всего — сложно. Но общие рекомендации стоит всегда держать в голове:
- не вводите персональную информацию и данные карт, пока не убедитесь в надежности сайта;
- безопасный адрес начинается с протокола https и содержит значок закрытого замка;
- насторожитесь, если цена ниже других предложений в два-три раза;
- не продолжайте диалог с продавцом, который давит на вас или торопит;
- проверьте сайты с отзывами или выбирайте товары в маркетплейсах;
- используйте для покупок в интернете отдельную карту, например виртуальную, и держите на ней ровно столько средств, сколько хотите потратить.
Если вы всё же попались на удочку аферистов, срочно заблокируйте банковскую карту, смените пароли и обратитесь в полицию.
Конечно, мы надеемся, что ваш Новый год пройдёт в атмосфере праздника и сказки. Ведь когда, как не в эту зимнюю пору, надеяться на чудо и верить людям! Однако, как говорится, доверяй, но проверяй, а предупреждён – значит вооружён. Ещё больше о мошеннических схемах вы узнаете из наших статей «Мошенники уже тестируют эти способы на вас!» и «5 уловок мошенников, на которые ведутся даже психологи».