Просрочка по уплате кредита может обернуться неприятными последствиями. Если вы или ваши близкие затянули с выплатой кредита и процента по нему, за дело могут взяться коллекторы, которые будут настоятельно убеждать вернуть деньги.
Как поступить с назойливыми коллекторами? Что делать, если звонки от коллекторов не прекращаются?
С 2017 года действует Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ, называемый обычно «Закон о коллекторах».
Согласно этому нормативно-правовому акту, кредиторы вправе заниматься взысканием задолженности самостоятельно, либо привлекать для этого не более одного коллекторского агентства. Коллектором является специалист по возврату просроченной задолженности.
Ранее кредитные организации могли воспользоваться услугами нескольких коллекторских агентств, и далеко не всегда использующих легальные методы.
При этом кредитор — будь то банк, МФО, КПК или частное лицо — в течение 30 рабочих дней обязан сообщить вам о том, что нанял коллектора. Если кредитор продал ваш долг коллектору, вы должны получить уведомление об уступке прав требования.
Кредитор может привлечь только одно коллекторское агентство. Если вам звонит коллектор, а официальное письмо еще не пришло, первым делом проверьте, не мошенник ли это. По закону общаться с вами по поводу просроченных долгов может только представитель коллекторского агентства, входящего в государственный реестр. Но и с ним вы можете отказаться общаться, пока не получите официального уведомления.
Бояться легальных коллекторов не стоит. Они не запугивают должника, чтобы он погасил кредит любой ценой, а лишь описывают возможные перспективы и вместе с вами ищут способ решить вопрос с долгами.
Чтобы грамотно общаться с коллекторами, нужно знать, какие у них есть права в рамках осуществления деятельности по возврату долга. Коллекторы имеют следующие права:
- Какие способы общения с должником разрешены:
- Звонки:
-1 раз в день,
-2 раза в неделю и 8 раз в месяц;
- Сообщения:
-до 2 в день,
-4 — в неделю,
-16 — в месяц;
личные встречи не чаще 1 раза в неделю. Звонком считается только состоявшийся разговор: если вызов сбросить, коллектор может названивать должнику, пока ему не ответят.
Коллектор может общаться с третьими лицами при согласии должника на это. Согласие обычно подписывается вместе с кредитным договором, но его можно в любой момент отозвать. Любые контакты разрешены только с 8.00 до 22.00 в будни и с 9.00 до 20.00 в выходные дни и праздники.
- Закон строго ограничивает способы воздействия на должника. Коллектор не имеет права:
- Применять физическую силу или угрожать ее применением в отношении должника или его окружения;
- Портить имущество или обещать это сделать;
- Оскорблять, унижать, запугивать должника или его близких;
- Применять любые методы психологического давления;
- Сообщать неактуальную информацию о сумме долга, сроках возврата, запугивать нереальными штрафами и тюрьмой;
- Самостоятельно проникать в жилище.
- Коллектор не может самостоятельно проводить опись и изымать имущество и деньги в уплату долга. Такие права есть только у ФССП при постановлении суда.
Кроме того, случаются ситуации, когда коллекторы звонят не по вашему долгу, а займу вашего родственника или друга. В этом случае стоит узнать всю информацию о кредите, кредитном договоре и кредитной организации, предоставившей этот займ. Далее, стоит связаться с банком или с микрофинансовой организацией, и уточнить всю информацию лично: действительно ли Вы являетесь поручителем в кредитном договоре. После чего, необходимо уведомить коллекторское агентство о том, что вы решили вопрос с кредитной организацией непосредственно или вообще не имеете отношения к упомянутому займу.
Что делать, если звонки продолжаются?
Если коллекторское агентство продолжает навязчиво звонить и слать смс с требованиями вернуть долг, можно обратиться с жалобой:
- На действия легального кредитора можно жаловаться в Банк России.
- На черного кредитора, который не имеет лицензии и не состоит в реестре Банка России, — в полицию.
- На коллектора — в Федеральную службу судебных приставов, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств и Роспотребнадзор, в прокуратуру,
- На нарушение закона «О персональных данных» — в Роскомнадзор.
Все жалобы можно отправить не выходя из дома — через интернет-приемные этих организаций. Коллекторы, нарушающие закон могут быть привлечены к административной, а также уголовной ответственности.
Если звонят коллекторы постарайтесь не теряться и придерживайтесь советов:
- В начале звонка уточните, с кем Вы общаетесь. Вы имеете право запросить у коллектора ФИО и название компании, от имени которой он действует.
- Вы можете записывать все разговоры с коллектором. Установите на телефон приложение для записи звонков, а для личных встреч используйте диктофон.
- Сохраните все уведомления: телефонные и телеграфные сообщения, почтовые письма с конвертами.
- Запретите коллектору общаться с Вашими близкими. Если вместе с кредитным договором было подписано согласие на общение с третьими лицами — отзовите его.
- Объясните близким, что они имеют право не общаться с коллекторами. Достаточно четко сказать, что они отказываются вести какие-либо разговоры о Ваших долгах и положить трубку.
- Обратитесь к юристу по вопросам банкротства. Он прояснит ситуацию со всех сторон и покажет способы защитить себя и близких.
🟠Яндекс Дзен
🔵VK