Каково происхождение стратегии? На этот вопрос были даны ответы с самых разных точек зрения.
Статья Брюса Хендерсона (основателя BCG) “Происхождение стратегии”, начинается с подхода к эволюционной биологии . Автор рассказывает о наблюдениях профессора МГУ Г. Ф. Гаузе, который поместил 2 одинаковых колонии простейших в одну бутылку с достаточным количеством пищи. Они боролись, т.к. были одним и тем же биологическим видом. Но если бы они были разными видами, они бы не боролись. Хендерсон применил это знание к бизнесу. Разные компании могут сосуществовать до тех пор, пока они не конкурируют напрямую.
Хендерсон отмечает, что конкуренция существовала задолго до появления стратегии. Когда ресурсы были доступны, количество организмов росло. С эволюцией формы жизни становились более многочисленными и сложными, но когда один вид конкурировал за одни и те же ресурсы, выживал только один вид. За миллионы лет сформировалось более миллиона видов. Некоторые преобладали, в то время как другие вымерли. Разнообразие объясняет такое изобилие. По мере того, как окружающая среда становилась богаче, каждый вид развивал уникальные преимущества. Кроме того, чем богаче становилась окружающая среда, тем больше появлялось конкурентов и тем жёстче была конкуренция между живыми организмами одного вида.
На протяжении миллионов лет конкуренты находили правильные комбинации ресурсов, которые позволили бы им выжить. Стратегия не использовалась. Бизнес и конкуренция в биологии следуют одним и тем же эволюционным изменениям, за исключением того, что бизнес-стратеги могут использовать воображение и разум для ускорения последствий конкуренции скорость изменений. Для Хендерсона воображение и логика делают стратегию возможной. Он называет стратегией целенаправленный поиск плана действий, который приведет к конкурентному преимуществу бизнеса и усилит его. Стратегия необходима для проведения радикальных изменений в конкурентной среде.
Объяснение стратегии с помощью эволюционной биологии - это натяжка, но она применима. Однако прямое применение к современной бизнес-среде более проблематично. Люди - не простые простейшие. Люди могут контролировать ресурсы и устранять их нехватку путем замещения. Как следствие, нам нужно быть более конкретными в отношении нынешних обстоятельств и мотивации людей, чтобы точно определить роль стратегии.