Найти тему
Живописные истории

Франсиско Гойя «Зонтик», 1777 г.

Когда принц и принцесса Астурийские поручили Франсиско Гойя (1746-1828) создать картоны для гобеленов в свою столовую, художник воспользовался этой возможностью, чтобы продемонстрировать им отличное знание европейских школ живописи.

Франсиско Гойя «Зонтик», 1777 г., 104×152 см
Франсиско Гойя «Зонтик», 1777 г., 104×152 см

«Зонтик» демонстрирует ощутимое влияние французской живописи.

С этим картоном часто ассоциируется картина Жана Ранка «Вертумн и Помона.

Жан Ранк «Вертумн и Помона», 1710/22 гг.
Жан Ранк «Вертумн и Помона», 1710/22 гг.

В обеих работах видное место занимает зонтик, который был модным предметом на картинах XVII и XVIII веков.

Персонажи Гойи отличаются от фигур французского рококо тем, что художник из Арагона изображает более широкий круг испанских женщин восемнадцатого века.

Например, в «Пикнике» из той же серии картонов, Гойя делает главной женской героиней — маху (женщину из народа).

В то время как молодая женщина в «Зонтике» относится к петиметрам — людям из высшего сословия, на которых сильно повлияла французская мода и обычаи.

Женщина щеголяет характерным веером и одета в элегантное пальто без рукавов, подбитое мехом.

Если махи, как торговка апельсинами из «Пикника», характеризуются смелостью и открытостью, уверенностью в общении с мужчинами, то петиметры кажутся более искусственными.

Фрамент «Пикника»
Фрамент «Пикника»

Этот картон является важным художественным достижением для художника.

Для него Гойя разработал композицию, которую он будет применять в дальнейшем к сценам большого формата.

Он помещает главных героев на передний план в пирамидальную схему, которую позже встраивает в пейзаж.

Результатом является простая уверенная экономная (с точки зрения трудозатрат) композиция.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Всего несколькими мазками, которые иногда оставляют незакрытой красную грунтовку холста, Гойя создает ощущение ярких цветов и непосредственности, столь свойственные его живописи.

Он очень логично распределяет основные цвета в одежде обеих фигур. Начиная с желтой юбки, щедро раскинувшейся по траве, Гойя обыгрывает красный и синий цвета головного убора девушки и сеточки для волос молодого парня, затем применяет те же цвета в обратном порядке: красный и синий на лифе и жилете соответственно.

Дерево, наклоняющееся вправо, компенсирует движение юноши влево, а зелень лиственных деревьев на заднем плане перекликается с зонтиком того же зеленого тона, объединяя таким образом композицию переднего плана с задним посредством цвета.

Блики и яркие участки получены с помощью свинцовых белил, которые Гойя уверенно наносит на холст, когда картина почти закончена, создавая тем самым очень естественный эффект тени и света.

Использование теплых тонов в одежде и манера поведения молодой женщины, которая смотрит прямо на зрителя, раскрывает треугольную композицию, заимствованную у итальянских художников и придающую сцене устойчивость, типичную для классических картин.