Царствует Иоанн Грозный с 1533г., с трехлетнего возраста. Сначала мать его фактически правила, потом бояре – накопилось противоречия.
Но с 1547 правит уже сам, как царь.
Опричнина. Предпосылки/причины. Начало.
Успел набрать себе сподвижников – «Избранную раду», проводит реформы с ними, да и внешняя политика активная ведётся. Но не все для него гладко...
Предпосылки:
1553г. - царь заболел (думали, что помрет), а часть бояр отказалась присягать его сыну - были сторонниками двоюродного брата царя Владимира Старицкого.
1558г. - царь начинает Ливонский войну за выход в Балтийское море. Часть бояр с этим не согласна - хотят воевать на юге (с крымским ханом), оттуда же опасность, чего на север идти.
1560г. - смерть Анастасии Романовны, первой любимой жены Грозного. Подозрения на убийство.
В опалу попадают Алексей Адашев и священник Сильвестр – близкие соратники Грозного. Подозревают их в убийстве царевны, вспоминают споры о войне и близость к Владимиру Старицкому.
«Избранная рада» фактически пала, элита начинает меняться.
1564г. - Андрей Курбский (близкий соратник Грозного и видный воевода) уезжает в Литву, к противнику.
Так и накопились вопросы у царя к боярству, в том числе к членам «Избранной рады», недоверие, разочарование, подозрения в предательстве...
Начало:
Декабрь 1564г. – царь уезжает из Москвы в Александровскую слободу.
Такое бывало, поохотиться да помолиться...
Январь 1565г. – царь отправляет две грамоты в Москву:
отказывается от престола и обвиняет бояр и духовенство во всех бедах и неудачах в войне (править мешают, предательство кругом...).
Как так? Без царя? Царя обидели – кару Божью жди, он же помазанник Божий, венчанный правитель... Смута грядет...
Отправляется к царю делегация бояр и священников – умоляют вернуться.
Царь возвращается, на своих условиях (на то и расчет):
- Страна делится на «опричнину» - территория под управлением царя (самые богатые и значимые, естественно), и «земщину» - земли под властью бояр (Боярской думы).
- Казнить предателей и конфисковывать имущество царь имеет право.
- Создается специальное «опричное войско» - преданное царю для борьбы с изменниками.
Новая система управления, новая элита – опричники. Новый семилетний период начался...
Почему «опричнина»?
Опричь – по-древнерусски «кроме», «особый»...
Еще опричным уделом называли вдовий удел – землю, которую вдове выделяли, кроме других наследников.
Овдовел царь – бояре страну забрали, выделили вот скромный вдовий удел ему... - интересная трактовка.
Любил царь театральность...И пошла реализация, занавес открывается.
Опричнина. События/факты.
Только основные и достоверные. А так-то упоминаний казней поболее встречается...
Из опричных земель ссылаются и переселяются владельцы поместий и вотчин, а земли их отдают опричникам. Представители знати ссылаются – старые рода и родственники Рюриковичей. Ссылаются на меньшие земли и с конфискацией земель.
1565г. - начинаются первые казни и насильственные постриги в монахи – высшее титулованное боярство.
1566г. - члены Земского собора просят царя отменить опричнину, говоря о насилии опричников (сам собор по другому поводу созван).
Казнь, кнут, заключение – кому что.
1567 – 1568гг. - в ходе военного похода (неудачного) в Ливонию узнается о заговоре – попытке отстранить Грозного от власти по заказу Польши/Литвы.
Заговорщик боярин И. П. Федоров и прочие казнены.
Началась волна поисков «изменников» и виновников в военных неудачах.
1568 – 1569гг. - конфликт царя и митрополита Филиппа.
После этой новой волны казней митрополит публично обличает царя. Церковный суд над митрополитом, лишение сана – опричники во время богослужения срывают митрополичье облачение и увозят под арест.
В тверском монастыре Филипп будет задушен опричником Малютой Скуратовым (без санкции царя разве возможно...).
1569г. - казнь Владимира Старицкого и части его семьи.
Двоюродный брат Грозного, который здесь везде упоминается. Грозный заставил его выпить яд.
1569 – 1570гг. - поход опричного войска на Новгород.
Из-за доноса: новгородцы хотят двоюродного брата Грозного на трон посадить, а Новгород и Псков польскому королю отдать (очень странный донос...).
Массовые казни, грабежи начались еще по пути не один день шли в Новгороде, зацепили и Псков. Естественно, без суда и следствия.
С экономической самостоятельностью и могуществом Новгорода было покончено.
За этот поход Грозного не стали помещать на памятнике 1000-летия России. Памятник в Новгороде.
Закончилась опричнина в 1572г. – в битве при Молодях против крымского хана опричное и земское войско объединилось – велика была опасность. Упоминать слово «опричнина» царь запретил. Но закончилось слово, казни нет. Элита снова менялась – теперь опричники оказались под ударом.
Казни касались не только аристократии, под удар попадали и их семьи, и их холопы. И это не считая простых людишек – щепки летят.
Сколько жертв – одни споры, от нескольких тысяч до десятков тысяч. По спискам Грозного - около 4000 (синодики – на помин души списки казненных составлялись), но разве там все будут учтены, особенно щепки.
Сколько ищут причины, логику и смысл опричнины, а в голову к Грозному залезть сложно. Да и Грозный с современниками не всё понимали – еще и как часть объективного исторического процесса значение опричнина имеет.
Опричнина. Концепции/мнения.
Самые различные концепции есть у историков. Публицистов и идеологов не берем.
Н.М. Карамзин. Психическое расстройство царя.
Был царь неплохой, реформы проводил, а потом что-то с психикой случилось и началась опричнина... Концепция двух Иванов – два периода правления. Ну...упрощенная схема слишком, в самом зачатке научного подхода. Да и Карамзин сильно устарел, ещё у истоков истории стоял.
С. М. Соловьев. Борьба с родовыми порядками (семейные принципы управления – территории как наследственные владения управляются). Опричнина - этап утверждения государства.
Отчасти можно узреть. Грозный дела своего деда Ивана III доделывал – объединение и централизацию государства после раздробленности. Прогресс получается, только тогда в отличие от деда не так рационально и сухо получилось, палочка перегнулась в страстях.
В.О. Ключевский. Борьба с конкретными неугодными лицами, а не с боярством как классом.
От страха предательства, измены, опасности (преувеличенной в глазах Грозного). Такая демонстрация сверхцентрализации власти – всё могу.
С. Ф. Платонов. Борьба не просто с боярством, а с княжатами – старой феодальной аристократией, крупными земельными собственниками и потомками князей времен раздробленности (Рюриковичи в прошлом).
Замена правящего класса, вместо боярства - дворянство (новая служилая аристократия).
Больше всего видна борьба с элитой. Но вот с кем именно? С княжатами или всем боярством? Или вообще со всей аристократией? – тут концепции новые рождаются и плодятся.
А. Л. Хорошкевич. Подавление недовольства Ливонской войной.
Грозный воюет долго и тяжело, а война непопулярна изначально среди элиты, да и народ не в восторге. Все просто, логично и доказательно – казни часто спровоцированы военными неудачами.
А. Л. Юрганов. Опричнина – репетиция Страшного суда.
Борьба с изменниками Бога, со всем греховным (а измена – грех).
Царь – представитель Бога на земле, вот и имеет такое право. Государство и народ – тело, которое можно и нужно истязать. Получается некое чистилище перед Страшным судом (а его и вообще конец света ждут в те времена).
Обрекая грешников на смерть, царь их спасает.
Миф и реальность для того времени неразличимы. Учитывая серьезную набожность Грозного (совместно с жестокостью), получается вполне логичная картина. Да и опричнина была организована Грозным как некий монашеский орден во главе с игуменом-царем (искажено, конечно, театрализовано...).
Концепций еще больше – тонкости многие историки находят. Но чаще говорят про боярство.
На жестокости и крайних мерах сходятся все (ну или почти...да нет, все...). Последствия: усиление власти, централизация государства, разруха в экономике (многие земли разорены, крестьяне и ремесленник), самодержавие клонилось к деспотизму. Ливонская война будет еще долго идти и не будет выиграна.
Сегодня сложнее с этим периодом – уж очень много желающих оправдать любыми средствами. Вот и страдают научные подходы, но держатся.
*Фото автора