Наверное уже ни для кого не секрет, что нейросети научились рисовать картины. Как это работает? Пользователь указывает ключевые слова в окне для текста, по которым нейросеть генерирует примеры иллюстраций. Иногда получается не очень удачно, хотя многие нейросети научились выдавать достаточно качественный материал. Одна из таких популярных нейросетей для создания качественных иллюстраций, является «Шедеврум» от Яндекса.
«Шедеврум» позволяет ввести большое количество ключевых слов. Именно поэтому я попробовал предложить этой нейросети тексты русских классиков, чтобы посмотреть как этот робот может визуализировать поэзию. Приглашаю своих читателей оценить художественный труд искусственного интеллекта.
Давайте начнем с Пушкина.
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Как вы оцениваете работу нейросети? С пустыней безусловно получилось, но вот изобразить перепутье и ШЕСТИКРЫЛОГО серафима нейросеть не смогла. Хотя результат вполне сносный.
Арион
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
Неплохо, согласитесь? Пейзаж конечно далек от русской природы, «Шедеврум» зачем-то изобразил какой-то полинезийский антураж, хотя слово «челна» имеет древнерусской происхождение. Но видимо нейросеть пока не научилась соотносить слова с местом происхождения.
Фёдор Тютчев — О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Кстати, я не рассказал, что «Шедеврум» очень любит лепить девушек! Нейросеть использует изображения девушек по поводу и без. Не спорю, девушки у нейросети иногда получаются прям очень хорошо и эффектно и видимо поэтому генератор изображений от Яндекса пытается их лепить при любом удобном случае. Вы это заметите дальше.
Мне кажется искусственный интеллект не может вообразить, как что-то неодушевленное способно издавать голос и проявлять человеческие качества. Поэтому если в тексте содержится контекст с проявлением каких-нибудь чувств, нейросеть обязательно изобразит человека и скорее всего это будет красивая девушка.
Николай Гумилев — Однообразные мелькают.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
Мне очень понравилась эта визуализация отрывка из стихотворения Гумилева. Обратите внимание, в тексте к изображению мне пришлось скрыть последнее слова «кровь». Дело в том, что «Шедеврум» не создает иллюстрации, если в тексте указаны определенные стоп слова. Чаще всего это слова связанные со смертью, насилием, некоторыми частями тела и т.д. Кстати, именно из-за стоп слов «Шедеврум не стал генерировать изображение по тексту из стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Нейросети не понравилось выражение «кровавую пищу клюет под окном». Но когда я попытался удалить эту строчку, нейросеть всё равно отказалась генерировать изображение.
Николай Некрасов — Мы с тобой бестолковые люди…
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Когда я набрал текст из стихотворения Некрасова, нейросеть пыталась сгенерировать изображения каких-то супергероев. И только примерно с пятого раза, она наконец-то выдала что-то приближенное по смыслу к тексту. Кстати, мне пришлось удалить слово «груди» из текста, так как «Шедеврум» всё опошлил.
Марина Цветаева — Мне нравится, что Вы больны не мной…
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Изначально я думал, что «Шедеврум» выдаст Надю из «Иронии судьбы...», с гитарой в руках. Но нейросеть увидела это как-то так.
Константин Бальмонт — Она.
В лесах, где папоротник, взвив
Свой веер, манит к тайне клада, -
Она одна, другой не надо,
Лишь ей, жар-птицей, дух мой жив.
Сергей Есенин: Упоенье — яд отравы.
Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй своей забавы
На красу бесцветных дней.
Борис Пастернак — Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Самуил Маршак — Багаж.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
И всё бы ничего, если не обращать внимание на то, что дама оказалась без одной руки. Прорисовка рук, кистей и пальцев, это больное место всех приложений по генерации изображений.
Роберт Рождественский — Мгновения.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное, -
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
Обратите внимание на текст под изображением. Слова «пули» и «виска» пришлось удалить, чтобы нейросеть смогла сгенерировать изображение. «Шедеврум» не хочет иметь дело с пулями. Хотя кинжалы принимаются.
Михаил Лермонтов — Кинжал.
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Иосиф Бродский — Не выходи из комнаты...
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
Иван Крылов — Мартышка и очки.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Константин Бальмонт — Только.
Ни Рим, где слава дней еще жива,
Ни имена, чей самый звук — услада,
Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, —
Мне не поют заветные слова, —
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва.
Омар Хайям — Не завидуй тому, кто силен и богат.
Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Стих Хайяма и близко не русская классика, но мне было интересно, как «Шедеврум» визуализирует эти строки. Получилось слишком красочно.
Владимир Высоцкий — Шофёр ругал погоду.
Шофёр ругал погоду
И говорил: «Влияют на неё
Ракеты, спутники, заводы,
А в основном — жульё».
Агния Барто — Помощница.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел.
Марина Цветаева — Расщелина.
Так, ничем уже не волнуем,
— Только дерево ветви зыблет —
Как в расщелину ледяную —
В грудь, что так о тебя расшиблась!
Эдуард Асадов — Великий секрет.
Что за смысл в жизни спорить и обижаться
И терять свои силы в пустой борьбе?
Ты ведь даже представить не можешь себе,
До чего идет тебе улыбаться!
Николай Оцуп — Где снегом занесенная Нева.
О, разве не милее этих роз
У южных волн для сердца было
То, что оттуда в ледяной мороз
Сюда тебя манило.
Игорь Северянин — И будет вскоре...
И будет праздник… большой, большой,
Таких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан весь шар земной,
Такой смешной и обветшалый…
А какая визуализация вам понравилась больше всего?