В настоящее время формируется новая практика взаимодействия граждан с так называемыми «маркетплейсами». Уже несколько споров между покупателями и продавцами доходят до Верховного Суда, и при этом в своей сути исходят они из одного факта – отсутствие товара у продавца.
Фабула дел довольно проста: гражданин оформляет заказ на маркетплейсе, оплачивает его, а на следующий день ему приходит уведомление, что заказ отменён из-за отсутствия товара. Уверен, количество подобных случаев явно превышает, найденные мной, но это и понятно, не каждый человек в такой ситуации будет идти в суд, тем уж более в Верховный.
В подобных ситуациях позиция продавца предельно ясна: в условиях публичной оферты содержится пункт о том, что договор купли-продажи может быть расторгнут в одностороннем порядке продавцом в том числе и по причине отсутствия товара у этого самого продавца.
Суды первой инстанции в таких делах вставали на сторону продавца. Действительно, покупатель мог бы и ознакомиться с условиями оферты, это его вина, что он невнимательно прочитал весь документ. Но Верховный суд в данных случаях встал на сторону потребителей.
Во-первых, согласно действующему законодательству, договор купли-продажи считается заключённым в момент выдачи покупателю чека, либо иного документа, подтверждающего оплату и с этого же момента у продавца возникает обязанность предоставить купленный товар. Обратите внимание, что о невозможности доставить товар маркетплейсы сообщали на следующий день, т.е. после того, как у них возникла обязанность этот товар доставить.
Во-вторых, Верховный суд указывает, что условие об одностороннем отказе продавца от договора купли-продажи, ущемляет права потребителя, а, как следует из нашего законодательства, является недействительным. Также нарушают законодательство и условия о «подтверждении» заказа, любой пункт, который может позволить продавцу отложить заключение договора купли-продажи.
С развитием маркетплейсов развивается и законодательство, их регулирующее. Но пока законы ещё не сформированы, суды должны на месте разрешать споры. И сейчас судебная практика, как и в целом наше законодательство, подтверждает курс на защиту прав потребителей. И потому, если продавец на маркетплейсе отказывается вам предоставлять оплаченный вами товар, так как его «нет», то можете смело обращаться в суд за причитающейся вам компенсацией.