В этом убежден заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубанского казачьего хора Василий Воронин. Наш край настолько разнообразен как в ландшафте, так и в местных традициях, что его можно изучать вечно.
Уникальный фонд человеческих историй
Знали ли вы, что Кубанский казачий хор - это не только невероятные голоса и красивые песни, в его составе также есть Научно-исследовательский центр традиционной культуры. Уже более 30 лет его сотрудники в рамках кубанской фольклорно-этнографической экспедиции выезжают в станицы и хутора, где встречаются со старожилами, коллективами учреждений культуры.
Изначально деятельностью занималось Всероссийское хоровое общество, но не было комплексного подхода, поездки были нерегулярными, в основном собирали только песни. Затем работа масштабировалась. Даже первые записи общения с местными жителями до сих пор хранятся на бобинах в архиве НИИЦ ТК.
Это уникальный фонд, он один из самых больших в стране. Уже собрано 10 тысяч часов интервью с носителями традиционной культуры Кубани (восточнославянского населения, казачества, малых этнических групп) по всем ее аспектам (устная история, календарные обряды, обряды жизненного цикла, устный и песенный фольклор, материальная культура, соционормативные отношения и т. д.). Все записи оцифрованы.
География поездок - территории, исторически входившие в состав Кубанской области и принадлежавшие Кубанскому казачьему войску (Краснодарский край, ряд районов Республики Адыгея, Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики). Это около 350 населенных пунктов.
На основе собранного материала сотрудники НИЦ ТК с 1990 года подготовили к изданию более 70 научных сборников, монографий, методических пособий и научно-популярных работ. Ежегодно на базе центра проходят научно-практические конференции регионального, всероссийского и международного уровней, посвященные проблемам традиционной культуры казачества, народов юга России.
Сама экспедиция создана профессором Николаем Ивановичем Бондарем, который возглавлял центр традиционной культуры более 30 лет и был его бессменным руководителем.
Жизнь человека, записанная в единичном варианте
Для исследователей интересны не только материалы по традиционной культуре кубанских казаков, но и этнических групп, которые проживают компактно исторически на территории Краснодарского края. Поэтому стабильно раз в год команда из 6-7 сотрудников до месяца находится «в полях», где собирает информацию.
- У нас есть материалы по молдаванам, грекам, армянам, ассирийцам, крымским татарам, чехам, эстонцам. Все эти народы, размещаясь на территории нашего региона, имеют компактные места проживания. Хотели написать и про белорусов, но пока попытки не увенчались успехом. Пытались собрать материал, но они рассеяны по территории, четкого населенного пункта нет, да и ассимилировались достаточно быстро,- рассказал заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры Василий Воронин.
Он также отметил, что каждая поездка - неповторимая. Запоминается все: от самого автора, его рассказа до маршрута к дому человека. Каждый респондент очень важен. Бывает и так, что нужно приходить к нему несколько дней подряд, ведь зачастую беседы ведутся с пожилыми людьми, а длинные разговоры их быстро утомляют.
- Возвращаешься на следующий день, а человек тебя уже ждет. «Ой, а я тут вспомнила, вчера же тебе не рассказала…». Люди заново проживают свои годы, расцветают на глазах.
Так, например, книга имеет определенный тираж, если ее потерял - можно приобрести новую, в вот наши интервью уникальны. Это жизнь человека, записанная в единичном варианте, - говорит наш собеседник.
Он приводит примеры, когда через много лет людям попадались статьи сотрудников НИЦ, в которых они встречали ссылки на беседы своих родственников. Затем приезжали в Краснодар с просьбой переписать голоса своих бабушек, дедушек, которых нет в живых уже 10-15 лет, чтобы сохранить память о них. И им всегда шли навстречу.
Обычаи каждого района - отдельной книгой
Благодаря экспедиции появилась уникальная книжная серия «История, фольклор, этнография Кубани», каждый том которой раскрывает особенности традиционной культуры того или иного района. Уже вышли в свет пять томов, которые повествуют о самобытности Кореновского, Горячеключевского, Усть-Лабинского, Темрюкского и Отрадненского районов. Практически готова книга про Ленинградский район, должна увидеть свет во втором квартале 2024 года. А следующий том расскажет про фольклор и этнографию Павловского района, уже ведется работа над его созданием.
На вопрос, по какому принципу выбирались районы, Василий Воронин объясняет, что ключевую роль играет наполнение материалом. Кроме того, старались перемешать степь, горы - край разнообразный. Поэтому хотели затронуть различные локальные культуры - черноморских казаков, обладающих малороссийским элементом, а также южнорусский.
Первым стал Кореновский район, ведь это родина Виктора Гавриловича Захарченко, художественного руководителя Кубанского казачьего хора. Он - уроженец станицы Дядьковской. Соответственно, было принято решение начать именно с него, обозначив такой центр, так как для Кубанского казачьего хора это значимо.
Авторы отмечают, что каждый новый том выходит объемнее предыдущего. Прорабатывается все больше информации, меняется и ракурс, чтобы книги не были однообразными.
Всего запланировано около сорока томов - о каждом районе Краснодарского края. Кроме того, возможны отдельные издания по традиционной культуре неславянских национальных общин Кубани (немцы, армяне, греки и так далее).
Важно отметить, что в каждом томе имеется диск, где собраны около двухсот песен за разные периоды экспедиций. Эти композиции могут разучивать дети в школах тех населенных пунктов, где они записаны.
Традиции в новом формате
- К сожалению, старожилов остается все меньше и меньше. Если раньше, в те же 1990-е у нас респонденты были 1900-1905 годов рождения, то сейчас мы работаем с людьми в лучшем случае 1936 года рождения. На наших глазах исчезают большие пласты народной культуры. Это целые жанры и песенного, и устного фольклора. Допустим, историческая песня, жанры сказки, предания, топонимические легенды. Все это, к сожалению, уходит в прошлое. Оно имело бытование устное, когда передавалось от родителей к детям. С уходом старшего поколения, которое обладало этими данными, происходит культурный разрыв,- отмечает Василий Владимирович.
В пример он приводит песенный, а конкретно, свадебный фольклор. Как раз у людей 1936-1938 годов рождения детство прошло во время войны и в послевоенный период. Ну, какие же тогда свадьбы играли?! А раньше был обряд, свадебные хлеба… Василий Воронин подчеркивает, что чувствуется этот разрыв.
- Во второй раз такое произошло уже во время распада СССР. Для многих это была трагедия, боязнь неизвестности - что же дальше? А 1990-е принесли такие печальные последствия, когда культура народа как ценность отходила не то что на второй, а на пятый-десятый план,- говорит этнограф-фольклорист.
Если раньше была традиция передавать культуру в семье, в обществе, то после такого своеобразного разрыва книга стала новым вариантом передачи традиций и обучения им.
- Возвращаясь к свадебному фольклору, хотелось бы отметить важность передачи обычаев из поколения в поколение. Это позволяет увековечивать их и даже сохранять на федеральном уровне. Например, свадебный обряд станицы Бесстрашной Отрадненского района стал объектом нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и был включен в проект «Антология народной культуры».
Знать и помнить свои корни
Василий Владимирович рассказывает, что в последние годы все чаще звучат вопросы: «А есть ли смысл сейчас ездить в экспедиции? Насколько они приносят пользу?» Ведь районов и населенных пунктов в крае много.
- Безусловно, смысл и польза есть. Материала достаточно. Мы фактически делаем срез прошлого. Отмечаем динамику культуры: что исчезает, что появляется новое. Без такой фиксации в будущем будет крайне тяжело изучать историю нашего края,- говорит исследователь.
Но есть и обратная сторона медали. Стало сложнее собирать информацию, ведь в современном мире много мошенников и злоумышленников, которые обманывают пожилых людей. Теперь пенсионеры зачастую с опаской относятся к посторонним. Поэтому сотрудники центра заранее договариваются с местными отделами культуры, музеями, учителями, которые знают жителей, а затем уже через них знакомятся со старожилами.
Василий Воронин подчеркивает, что в крае очень добрые люди с интересными судьбами. И каждый раз после интервью начинаешь воспринимать жизнь по-новому, пополняя свой жизненный багаж все новыми знаниями.
Ранее «КИ» писали, как сто лет назад девушки завлекали женихов вышивкой.
Читайте также: как правильно носить изю, от чего оберегает хаситэ и зачем коту тюбетейка.
Автор материала: Татьяна Турко
]]>