Россия выделила более 12 миллиардов долларов в виде государственных субсидий и кредитов, чтобы удержать свой авиационный сектор на плаву
Произошло это после того, как из-за западных санкции в страну прекратились поставки ключевых запчастей и услуг по техническому обслуживанию, пишет Reuters
Зависимая от самолетов иностранного производства, Россия сталкивается с непростой задачей развития своей авиационной промышленности в одиночку за счет комплектующих отечественного производства, одновременно покупая самолеты у иностранных арендодателей, чтобы избежать конфискации большей части своего флота.
Западные производители самолетов Airbus и Boeing прекратила поставки услуг и запасных частей в марте 2022 года и перестали проводить регулярное техническое обслуживание самолетов основного российского авиаперевозчика "Аэрофлот".
С тех пор Россия потратила 1,09 трлн рублей (12,07 млрд долларов) на поддержку гражданской авиации, включая авиастроение и финансовую помощь авиакомпаниям, показывают расчеты Reuters, основанные на данных Минфина и Счетной палаты.
Расходы почти в два раза превышают 547 миллиардов рублей выплат, произведенных в 2020-2021 годах, когда пандемия COVID-19 привела к резкому сокращению авиаперевозок. Это подчеркивает масштаб усилий Кремля по стабилизации ситуации в отрасли.
«Наш авиапарк очень перегружен самолетами иностранного производства, — заявил во время большой пресс-конференции президент Владимир Путин. — К 2030 году мы планируем произвести более 1000 самолетов собственных самолетов. Нужно работать».
В настоящее время российские авиакомпании эксплуатируют 991 самолет, в том числе 405 российского производства, утверждает Reuters.
Но Объединенной авиастроительной корпорацией произведены всего 133 самолета Superjet. Другие самолеты российского производства - Туполев, Яковлев и Ильюшин - редко используются для коммерческих рейсов.
Поддержка авиастроения, ключевой отрасли экономики, будет сохраняться в течение многих лет, заявили в министерстве промышленности и торговли в ответ агентству Reuters.
«Основной упор делается на поддержку продаж, расширение производственных мощностей и создание системы постпродажного обслуживания», — сообщили в министерстве.
Надежная авиаиндустрия особенно важна для России, как с точки зрения перевозки людей и товаров по ее огромной территории, так и для поддержки утверждений Москвы о том, что санкции оказали на экономику лишь минимальное воздействие.
Технические возможности России как ключевой авиационной державы с советских времен не вызывают сомнений, отмечает Reuters.
Западные авиационные аналитики говорят, что инвестиции в лучшем случае позволят сохранить авиапарк, но сомневаются, что его самолеты вернутся на западные рынки в ближайшее время, даже если конфликт в Украине закончится.
Черный день
В 2022 году Россия потратила 110 миллиардов рублей на компенсацию авиакомпаний убытков от резкого роста цен на авиатопливо, пишет Reuters.
В 2023 году Фонд национального благосостояния сыграл более важную роль в финансировании: Москва привлекла из него почти 400 миллиардов рублей на расходы на авиацию.
Масштаб расходов в 2022–2023 годах эквивалентен чуть менее 1% прогнозируемого ВВП на 2023 год. При этом Россия потратила дополнительно 2,3 триллиона рублей на развитие транспорта вне авиационного сектора.
Внутренние авиапассажирские перевозки в стране начали восстанавливаться в конце 2022 года, поскольку авиакомпании нашли способы импортировать запасные части по «серой» схеме импорта, введенной правительством.
Российские авиакомпании сохранили свой парк западных самолетов в воздухе, отчасти за счет импорта запасных частей через третьи страны без участия и согласия производителей - в основном Airbus и Boeing
Пассажиропоток восстанавливается, но все еще отстает от уровня, существовавшего до COVID. Между тем, потеря иностранных запчастей и специалистов по техническому обслуживанию вызвала обеспокоенность по поводу безопасности самолетов.
Некоторые авиакомпании разобрали самолеты на запчасти, сообщили Reuters в прошлом году источники в авиационной отрасли.
Москва спешно локализовала регистрацию своего парка и использовала средства ФНБ для выкупа самолетов у иностранных арендодателей, чтобы избежать риска их конфискации при вылете за границу.
Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что в 2023 году на закупку самолетов у иностранных лизингодателей может быть направлено 300 миллиардов рублей.
На данный момент потрачено 190 миллиардов рублей, отмечает Reuters, при этом государственная страховая компания НСК поддерживает такие самолеты на рейсах авиакомпаний