Найти тему
Духовная одиссея

Кастанеда посвящён в магию нестандартным способом

Каждый учитель практикует магию независимо от остальных учителей. Он может с равным успехом учить не только наследуемым познаниям, но и своим собственным. Эта черта свидетельствует об упадке Посвящения, но одновременно — и о важном признаке современного Посвящения, которое не навязывает посвящённому никакой предначертанной концепции или религиозной доктрины. Оно даёт человеку только направление и силы, построить же себе мировоззрение он может впоследствии самостоятельно.

Эту первую отличительную особенность Посвящения Кастанеды подметил переводчик и знаток его произведений Михаил Андреев. Далее он выделяет целый ряд отличий и закономерностей, с которыми может столкнуться адепт толтекской магии.

-2

Дон Хуан проводит своего ученика через ряд состояний необычной реальности, когда ученик должен сознательно воспринимать действительность в свободном от тела состоянии. Точнее — без помощи обычных внешних чувств. Однако помимо чистого восприятия, ученик ещё может воздействовать в свободном от тела состоянии на обычную физическую действительность. В этом и состоит магия.

Человек, по словам дона Хуана, может с её помощью передвигаться в пространстве и наносить удары врагу, находящемуся за тысячи километров от него. Ничего подобного нет ни в христианской эзотерике, ни в буддизме, ни в одной посвятительной школе Европы или Азии. Даже в древних мистериальных школах Греции, Египта и Ассирии жрецы погружали ученика в трёхдневный летаргический сон, а потом пробуждали его. Находясь в бестелесном состоянии, ученик облетал всю Вселенную и получал прозрение в истинности преподаваемого ему знания. В этом и состояло Посвящение.

Однако ученика не обучали действовать, исходя из своего ясновидческого состояния.

-3

Действовать он начинал позднее, когда усвоив через Посвящение мудрость мистерий, становился царём, полководцем или просто предводителем своего народа. Дон Хуан тоже вводит Кастанеду в летаргические состояния и выводит из них, подобно жрецу мистерий. Однако он ждёт от ученика действия, т. е. обучает практически использовать ясновидческие состояния необычной реальности.

Поэтому можно сделать вывод, что Посвящение Кастанеды берёт начало от мистерий древних американских цивилизаций, а те, в свою очередь, от мистерий древнего атлантического периода. В те доисторические времена люди ещё умели духовно воздействовать на силы природы. Например, могли пользоваться силами растительного царства, применять их в качестве двигателей для перемещения по воздуху.

Мистерии Атлантиды потом пришли в упадок именно из-за магических злоупотреблений. Последние остатки этих древних школ, по всей видимости, сохранились среди американских индейцев. Овладевать древними магическими способностями становилось всё труднее. Нередко процесс мистериального упадка доходил до чёрной магии, когда посвящённые пытались развить у себя магические способности, принося в жертву человеческие жизни.

-4

В рассказах дона Хуана имеются упоминания о чёрных магах, но он сам и его ученик стоят в стороне от этого направления. У них даже просматривается тенденция совсем придать магию забвению. Дон Хуан говорит, что в настоящее время магические силы растений годятся только пугать индейцев. Человек, который о них ничего не знает, просто не верит в факты превращения, перемещения по воздуху и т. д. Да и самого Кастанеду они мало привлекают. Акцент ставится теперь на видении, а не на действии. Эта черта, по мнению М. Андреева, приближает данное Посвящение к современному.

Следующая его отличительная особенность — использование галлюциногенных растений. Вероятно, в прошлые времена это считалось самым обычным способом в случае, когда надо было вызвать у ученика состояние необычной реальности. В современном Посвящении принято обходиться без искусственных препаратов. Хотя и галлюцинации, и белая горячка суть такие же необычные состояния сознания. Но на этом пути почти невозможно избежать психических нарушений и болезненной привязанности к галлюциногенам, разрушающим личность.

Теперь вызывают ясновидческие и другие необычные переживания, достигая искомых состояний путём собственного волевого усилия, путём концентрации и медитации.

-5

Духовно и физически здоровый Кастанеда начинает противиться принятию галлюциногенов. По этому поводу у него с доном Хуаном начинаются разногласия. Учитель считает, что принятие внутрь приготовленных из растений препаратов необходимо для познания. Вызываемые ими состояния он расценивает как проявление конкретных свойств этих растений. Такое познание, по его мнению, сообщает человеку силы и способности. В том числе способность видеть в других мирах. Обучение адепта должно начинаться с приёма препаратов, а в дальнейшем он может обходиться без них.

Кастанеда, напротив, интересуется состояниями необычной реальности как таковыми. Ему не так важно, какими растениями они вызваны; свою силу он видит в подробном воспоминании этих состояний, в распространении на них способности здравого суждения, классификации, выделении существенного и несущественного и т. д. Он с охотой рассказывает о своих необычных переживаниях дону Хуану, а тот зачастую отворачивается от его рассказов.

-6

Другой чертой Посвящения являются своеобразные отношения между учеником и учителем. В более древнем Посвящении к учителю относились как к гуру, то есть, ученик должен был во всём беспрекословно подчиняться его авторитету. В способности к такому послушанию видели особый дар и непременное условие ученичества.

В современном Посвящении учитель больше напоминает не гуру, а преподавателя математики. Он только сообщает условия задачи и указывает на правильные средства решения, а ученик свободно выбирает сам, как будет решать задачу и будет ли решать вообще.

Дон Хуан по своим манерам больше напоминает гуру. Он зорко следит за тем, выполняет ли в точности Карлос его указания; никогда не рассказывает о своих намерениях ученику, пресекает все его произвольные суждения; подгоняет, если тот не торопится, и т. д.

Однако их отношения не регламентированы никаким правилом, они естественно складываются в ходе свободного сотрудничества.

-7

И более того, создаётся впечатление, что дон Хуан просто помогает Карлосу при выполнении какой-то его собственной задачи, с которой тот не может справиться в одиночку. Кастанеда сам соглашается, что ему неинтересно и невозможно было бы двигаться дальше, если бы учитель выложил сразу все необходимые сведения и предоставил действовать одному. Поэтому и в этом пункте обоими осознаётся переход к современной форме Посвящения.

Есть ещё одна черта Посвящения Кастанеды, о которой он иногда говорит открыто: принудительность обучения. Он волен в любой момент прервать ученичество, что однажды и совершает. Общаясь с доном Хуаном, совершенно не горит желанием узнать побольше о свойствах растений-союзников, стать человеком знания, присвоить себе сверхъестественные силы и способности.

Путь труден и лишён естественных для современного человека удобств. Карлосу постоянно кажется, что с него уже хватит. Каждый раз он желает оттянуть очередной предстоящий опыт, иногда даже молится, дабы эта участь его миновала. Страшно боится, что подумают другие, нормальные, люди, когда застанут его, например, танцующим вокруг растения дурмана. Боится также за своё здоровье, а главное — что однажды окончательно сойдёт с ума.

-8

Удерживает его на пути только опасение, что иначе он может упустить нечто важное, о чём сам ничего не знает. Потом он пишет свой "Структурный анализ" с целью убедить людей науки, что его ученичество не было ребячеством, дикостью и сумасбродством, что в нём заложена стройная самосогласованная логическая система.

Что это такое и как всё это понимать? Является ли эта принудительность признаком упадочности и несоответствия Посвящения Кастанеды требованиям времени? Скорей всего — нет. Все эти странные переживания очень характерны для каждого Посвящения. Человек, проходящий его, в иные моменты чувствует себя так, что любое разочарование, неуверенность и беспросветность обычной человеческой жизни он пережил бы с большей лёгкостью, чем своё Посвящение. И Кастанеда здесь не исключение.

Есть, однако, ещё одна особенность, которая является чем-то выдающимся и блестящим, своего рода par excellence современного Посвящения. Речь не идёт о последующих сочинениях Кастанеды и о созданной им теории, а также о чём-то таком, что выходит за рамки первой книги. Кастанеда не говорит об этом явно; и это тоже характерно для Посвящения, когда о самом главном автор умалчивает. Оно хотя и лежит на поверхности, но люди этого не замечают, потому что их внимание всегда бывает направлено на что-то другое.

-9

Можно сперва подумать, что загадка заключается в методе, который применяет Кастанеда, т. е. в методе "исчерпывающего допроса", как он сам его называет. Он в самом деле задаёт очень много вопросов; часто он задаёт глупые... Все вопросы, которые можно задать. Остаётся только восхищаться его искусством их ставить. Благодаря этому перед ним рано или поздно раскрываются все двери. Неразговорчивый дон Хуан, который вдобавок должен держать язык за зубами, если спрашивающий ученик ещё не созрел для некоторых вещей, с пятой или десятой попытки начинает нехотя отвечать. Конечно, этот метод очень помог Карлосу, однако приобрёл он его ещё в университете под руководством профессора Гарольда Гарфинкела.

Сейчас же ставится вопрос, что приобрёл Кастанеда в результате четырёхлетнего обучения у мексиканского шамана? Каков результат эзотерического обучения? Стоила ли вообще игра свеч?

Сам Карлос уклончиво отвечает, что после 4-х лет обучения он остался таким же новичком в смысле тайного знания, каким был в самом начале. Далее он говорит, что спасовал перед первым врагом человека знания (страхом), имея в виду свой уход в 1965 году. И создаётся иллюзия, будто и не было никакого результата. И те четыре года, когда он шаг за шагом наращивал внутреннюю силу, принимая чёртову травку, прошли совершенно впустую. Значит, делается вывод: плодов обучения нужно ждать от продолжения прерванного ученичества, от последующих его томов, где он рано или поздно докопается до главного, сформулирует великую истину и раскроет тайну мировой магии.

-10

Целое поколение его последователей ждало, глотая тома, каких-то невероятных чудес, пока в 1998 году Карлоса не настигла совершенно тривиальная смерть, по мнению простых обывателей, и сожжение огнём изнутри — по мнению эзотериков.

А первый, тем не менее гигантский плод Посвящения созрел уже в 1968 году, когда он написал первую книгу, т. е. ровно через семь лет после начала обучения. В Кастанеде тогда проснулся талант писателя. И этот талант надо рассматривать как взращённый результат того периода, когда он проходил эзотерическое обучение.