Антверпенская шестерка — группа из шести бельгийских дизайнеров, сформировавшаяся в 1980-е годы. В ее состав входили выпускники Королевской академии изящных искусств Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Дирк ван Саен и Марина Йи.
Термин
Термин сформировался как понятие, объединяющее выпускников класса Линды Лоппа в Королевской академии изящных искусств в Антверпене. Термин «Антверпенская шестерка» распространяется на выпускников 1980 - 1981 года, ставших участниками Лондонской недели моды и героями британской публикации в 1986 году.
Название «Антверпенская шестерка» появилось как журналистский термин. Оно возникло в 1986 году после Лондонской недели моды, в которой впервые приняли участие шесть выпускников антверпенской Королевской академии изящных искусств. «Антверпенскую шестерку» можно считать важным феноменом и важным явлением в культуре Бельгии.
Возникновение и история
В начале 1980-х участники объединения учились на факультете моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене, который был основан в 1960-х и возглавлялся Мари Прийо. Как строгий консервативный декан она ориентировалась на классический парижский стиль. Другой влиятельный преподаватель Академии — Линда Лоппа (позднее сменившая Прийо на должности декана) — поощряла интерес студентов к европейскому авангарду и творчеству японских дизайнеров - Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото.
Дизайнеры постепенно оканчивали академию один за другим: Вальтер ван Бейрендонк в 1980-м, Марина Йи, Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен и Дирк ван Саен в 1981-м, а Дирк Биккембергс в 1982-м. В 1983 году все они участвовали в конкурсе дизайнеров «Золотое веретено»: победу тогда одержал Дирк ван Саен. В 1986 году по настоянию владельца обувного магазина Coccodrillo и близкого друга Antwerp Six Гирта Брюло дизайнеры подали заявку на участие в Лондонской неделе моды. Никому неизвестные бельгийские модельеры должны были представить свои коллекции в шоуруме. Организаторы поместили их стенд на второй этаж, куда пресса и байеры обычно не доходили. Привлечь к себе внимание членам «шестерки» удалось с помощью рекламных листовок, которые они раздавали посетителям на первом этаже. Одними из первых заказ у бельгийцев сделали байеры легендарного нью-йоркского магазина Barneys, а пришедшие на мероприятие представители прессы написали о дизайнерах.
После успеха в Лондоне «Антверпенскую шестерку» пригласили принять участие в флорентийской выставке моды Pitti Trend. Из-за недостатка финансов дизайнерам пришлось взять в аренду два трейлера, куда они погрузили свои вещи, и отправиться на них в Италию через Альпы.
После двух сезонов совместных показов Antwerp Six начала распадаться. Дирк Биккембергс работал с мужским костюмом, поэтому стал показывать коллекции исключительно в рамках мужской Недели моды. Дрис Ван Нотен имел настолько большой успех, что ему потребовалось отдельное шоу.
Круг участников
Представителями «Антверпенской шестерки» называют выпускников Королевской академии изящных искусств в Антверпене, закончивших академию в 1980-1981 году и принимавших участие в Лондонской неделе моды в 1986. Не смотря на стилистические различия, «Антверпенская шестерка» представляла собой идеологически цельную группу. Название «Антверпенская шестерка» возникло как искусственный термин, сформированный в средствах массовой информации. Публикация 1986 года называла 6 фамилий, которые принято идентифицировать как «Антверпенскую шестерку».
Основные участники
- Анн Демельмейстер
- Дрис ван Нотен
- Дирк Биккембергс
- Вальтер ван Бейрендонк
- Дирк ван Саен
- Марина ЙиМарина Йи
Кратко о каждом участнике
Анн Демельмейстер — бельгийский дизайнер одежды. Является одним из основоположников европейской концептуальной моды 80-х годов. Одна из важнейших представителей деконструктивизма в моде. Основатель собственного бренда BVBA 32. Принадлежит кругу бельгийских дизайнеров, входящих в состав «Антверпенской шестерки».
Дрис Ван Нотен — бельгийский кутюрье и основатель одноимённого бренда. Один из представителей деконструктивизма в моде. Легендарный дизайнер современности, выпустивший в 2017 году свою юбилейную сотую коллекцию. Он – третий дизайнер в семейной династии и один из легендарной Антверпенской шестерки.
Дирк Биккембергс — бельгийско-немецкий дизайнер одежды. Один из родоначальников направления sports casual в мировой моде. Ему приписывают попытку первым совместить высокую моду и спорт.
Вальтер ван Бейрендонк - бельгийский модельер. До 2022 года он возглавлял отдел моды в Королевской академии изящных искусств Антверпена. В 1980 году окончил Королевскую академию искусств в Антверпене.
Дирк ван Саен - бельгийский модельер. Он учился в Королевской академии изящных искусств в Антверпене с 1977 по 1981 год, а в начале 1980-х годов начал разрабатывать одежду для некоторых универмагов своей страны. В 1983 году он получил ряд наград, в том числе «Золотое веретено» и «Цена прессы».
Марина Йи - дизайнер одежды. Образование получила в 1978 году в Королевской академии в Антверпене. Закончила учебу в 1981 году, а когда в 1986 году поехала со своей коллекцией в Лондон, она оказалась одной из пресловутой шестерки. В 2003 году открыла собственную мастерскую в центре Антверпена.
Антверпенская шестерка и Мартан Маржела
В разговоре об «Антверпенской шестерке» часто упоминается имя еще одного бельгийского дизайнера — Мартана Маржелы. Он близко общался со всеми членами группы и учился с ними в Королевской академии изящных искусств. Маржела окончил Королевкую академию в 1979 году. Формально он не входил в состав группы, но использовал сходные приемы и принципы. В 1984 году Маржела начал сотрудничать с ателье Жан-Поля Готье и работал у модельера на протяжении трех лет. Маржела, как и члены Antwerp Six, внес огромный вклад в развитие бельгийской школы моды и принес известность Антверпенской академии изящных искусств. Он стал одним из самых известных и успешных выпускников Академии. В СМИ и в исследовательских проектах иногда употребляется термин "Antwerp Six +", который подразумевает принадлежность кругу «Антверпенской шестерки» не только Мартана Маржелы, но и некоторых других бельгийских дизайнеров — таких как Раф Симонс, Хайдер Акерман, Криса Ван Аше и других.
Антверпенская шестерка и деконструктивизм в моде
Деятельность Антверпенской шестерки тесным образом связана с развитием деконструктивизма в моде. Появление модной деконструкции как метода хронологически совпало с началом деятельности «Антверпенской шестерки». Не смотря на отсутствие единого стилистического принципа, коллекции представителей «Антверпенской шестерки» структурно близки принципам деконструкции. Работы «Антверпенской шестерки» принято рассматривать как один из наиболее ярких примеров деконструкции в моде. Искусствовед Екатерина Васильева отмечает: «Часто перечень дизайнеров-деконструкторов соотносят с кругом бельгийских дизайнеров — выпуском Королевской академии изящных искусств в Антверпене 1980 года («Антверпенская шестерка»), прибавляя к этому списку Мартана Маржела, закончившего то же образовательное учреждение годом раньше».
Итоги и влияние
«Антверпенская шестерка» оказала заметное влияние на моду последующих десятилетий. Дизайн одежды, обозначенный представителями «Антверпенской шестерки» был использован как основа модной деконструкции. Во многом, облик современного костюма и его элементов сформировался как под влиянием деконструктивизма в моде, так и в результате идеологического влияния «Антверпенской шестерки».
Феномен «Антверпенской шестерки» сделал возможным карьеры других бельгийских дизайнеров - таких как Раф Симонс, Хайдер Акерманн, Криса Ван Аше, Вероник Бранкино, Бернар Вильгельм, Оливье Тискенс и др.