«Джон Андерсон – это тот человек, который пытается спасти нашу планету, пока сам живет на совершенно другой» - говорил о вокалисте группе Yes ее клавишник Рик Уэйкман. Группе Yes удалось сделать уникальную вещь – создать свою собственную музыкальную вселенную. Эта музыка живет сама по себе, совсем отдельно от нашего мира. Помимо этого, она обладает другой важной чертой, ради которой я и хочу поговорить об этом альбоме. Дело в том, что группа Yes – это, пожалуй, самое жизнерадостное, что существует в мире.
В первой же песне – Going for the One – сразу же проявляется стиль группы: все играют много и быстро. Партию каждого инструмента можно изолировать и слушать отдельно – настолько красиво и интересно играет каждый человек. Музыка невероятно многослойна, и на каждом уровне инструмент ведет свою уникальную линию. При этом все не превращается в какофонию – песни Yes тщательно прописаны и гармоничны.
Going for the One обрушивается водопадом звука на слушателя, сразу после резвой фразы слайд-гитары Стива Хау. Удивительный вокал Джона Андерсона – так просто не пел никто. Невероятная высота, причудливая фразировка. В первый момент совсем непонятно, куда придет мелодия голоса (а ведь она вообще-то идет поперек все остальных инструментов), но, когда она приходит к финальной точке, сразу становится понятно, что все на своем месте. Казалось бы, выше и светлее уже некуда, но хор Джона Андерсона и Криса Сквайра уносятся выше любых измерений – туда, где обитают картины Роджера Дина. Невероятно светлая и ни на что не похожая песня, чистый восторг.
Всё немного успокаивается в начала Turn of the Century. Как обычно изобретательная игра на гитаре Стива Хау, а над ним осторожно и беззаботно парит голос Джона Андерсона и орган Рика Уэйкмана. Но неожиданно для Yes музыка начинается постепенно набирать напряжение, гитара становится уже тревожной. Но катастрофа проходит мимо, и сразу же Стив Хау, торжествуя, бросается в очередное соло, с еще большим трепетом повторяя заглавную тему в конце.
Альбом был записан в швейцарском городе Монтрё – пожалуй, это одно из самых соответствующих музыке Yes мест в мире. Там же нашли и настоящий церковный орган, который и звучит на этом альбоме. Органом отрывается песня Parallels – но как только вступает бас Криса Сквайра, сразу становится понятно, что его линия станет главной. Впрочем, он и есть автор этой песни. Во главе с его бас-гитарой несутся уверенные аккорды Рика Уэйкмана – не каждый день есть возможность поиграть на настоящем органе, и тут Рик отыгрывается во всю.
После бега Parallels – Wonderous Stories Андерсона – небольшая прелюдия перед финалом альбома. Голоса и синтезаторы множатся как в калейдоскопе кристальной чистоты. И, наконец, Awaken, занимающий вместе с трехминутной Wonderous Stories всю вторую сторону альбома. Практически классическое фортепьяно открывает песню, вскоре сменяясь на расплывчатые синтезаторы, поверх которых Андерсон декламирует вокальную мелодию. Вступает вся группа со странной ритмикой, едкой гитарой Стива Хау. Песня быстро разгоняется, ведущие партии сменяют друг друга с невероятным озорством и причудливостью. Андерсон со Сквайром поют почти молитву, в песне чувствуется какой-то вневременной ритуал.
Новую секцию открывает пробежка органа Уэйкмана, которую подхватывает Андерсон и пропевает еще виртуознее и изощреннее. Добравшись до верха горы музыка затихает, и только колокольчики Алана Уайта продолжают движение вверх, вместе с парой клавиш Уэйкмана. Синтезаторный полет натыкается на жесткие струны Криса Сквайара, потом пространство начинает прорезать осторожная гитара Стива Хау. Небесные ландшафты незнакомых измерений сменяются друг за другом, пока не попадается один из начала песни – Джон Андерсон снова пропевает мелодию. Все приходит к невероятно торжественному финалы: во весь рост встает церковный орган, а гитара берет самые высокие ноты. Но прежде, чем удалится в небесный туман, Андерсон напоследок повторяет свою первую вокальную фразу под переливы клавишных Уэйкмана, а точку ставит Стив Хау, играя очень короткую, но одну из самых красивых фраз в своей карьере.
Going for the One, как и я вся музыка Yes, сияет и переливается божественным светом, абсолютной жизнерадостностью и трепетностью. Жизнь прекрасна, а музыка Yes только это доказывает и напрочь отметает чувства грусти и скуки.