Найти в Дзене
Наталья Косякова

Долгие годы – это про жизнь. Театр Вахтангова представляет премьеру по роману Джозефины Лоуренс

Сцена из спектакля "ДОлгие годы" (фото Яны Овчинниковой)
Сцена из спектакля "ДОлгие годы" (фото Яны Овчинниковой)

Век ХХ-ый кроме всех своих тёмных заслуг получил ещё и имя разрушителя семей. И об этом тоже премьерный спектакль Театра Вахтангова «Долгие годы» в постановке режиссёра Георгия Долмазяна.

В основе пьеса, вдохновлённая романом Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго», опубликованным в 1934 году и фильмом Лео МакКери «Уступи место завтрашнему дню» 1937 года. А ещё, работая над спектаклем, Георгий Долмазян вдохновлялся стихами американского поэта Уолта Уитмена, вошедшего в историю в качестве новатора свободного стиха.

История погружает нас в атмосферу Великой депрессии 1930-х с её узнаваемыми бытовыми приметами, главная из которых – радио. «Как ни странно, - рассказывает искусствовед Дмитрий Трубочкин, - радио было очень важным атрибутом тех лет, потому что президент Рузвельт через радиосвязь начал напрямую общаться со своими избирателями. И в то же время, ещё до Великой депрессии по радио начали транслировать читки литературных произведений для детей и взрослых. И, кстати, Джозефина Лоуренс была первым автором, чьи произведения для детей полностью прозвучали впервые по радио».

Но депрессия – депрессией, а человечность и любовь к близким никто не отменял, что бы там ни было. Главная тема истории Джозефины Лоуренс - взаимоотношения поколений внутри семьи, отношение детей к их престарелым родителям.

Ольга Гаврилюк (Мать) и Александр Галочкин (Джардж) (фото Яны Овчинниковой)
Ольга Гаврилюк (Мать) и Александр Галочкин (Джардж) (фото Яны Овчинниковой)

Без слёз на всё это не взглянешь, тем более исполнители ролей Барка и Люси Купер Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк создают таких добрых, милых, застенчивых героев, такие естественные добрые характеры, что невольно вспоминаются наши уже ушедшие дедушки и бабушки, от которых остались лишь тёплые воспоминания.

И всё же в этой постановке, в отличие от знаменитого спектакля Анатолия Эфроса в Театре Моссовета, режиссёр преднамеренно смещает акценты. По его признанию, он делает упор не на главных героях - немолодой паре, на первый план у него выходят их четверо детей.

И даже при том, что Джордж, Роберт, Кора и Нелли поступают с пожилыми родителями до боли несправедливо, постановщик всё же хочет их защитить. В режиссёрской логике есть очевидный смысл: если дети подлецы с самого начала, в этой истории не будет развития. Долмазяну интересно, как люди делают ошибки и как потом выходят из них.

«Все мы люди живые, - говорит он. - Мне кажется, надо дать шанс понять это, осознать. Дети не были готовы к тому, что произошло с родителями, наши герои по большей части в замешательстве, но в финале они приходят к определённым решениям, исходя из того, как на них повлияют эти новые события».

Михаил Васьков (Отец) и Полина Бондарь (Кора) (фото Яны Овчинниковой)
Михаил Васьков (Отец) и Полина Бондарь (Кора) (фото Яны Овчинниковой)

Дело в том, что эти четверо достаточно молодых людей в расцвете сил должны стать родителями своих родителей в силу их возраста и сложившихся обстоятельств. Готовы ли они к этой трудной роли? Понимают ли до конца ответственность, возложенную на них непростыми обстоятельствами? Смогут ли принять верные решения, от которых зависит дальнейшая жизнь, благополучие, счастье самых близких людей – отца и матери?

Эти вопросы задаёт режиссёр в ходе спектакля зрительному залу - ведь нынче люди в большинстве своём ещё холоднее и ещё жёстче, чем 100 лет назад. Наверняка, кто-то наберётся мужества спроецировать сюжетные линии драмы на себя.

По словам Долмазяна, меняется мир, меняется общество – очень многое из взаимоотношений близких людей потеряно. Молодёжь и даже дети не знают, что такое важные семейные традиции, что есть Господь Бог. Всё это постепенно стирается, люди начинают жить вдалеке друг от друга. Сейчас у каждого в руках мобильный, но друг друга люди не замечают.

«Отцы и дети, в силу сложившейся ситуации поменявшиеся местами, - продолжает режиссёр, - сегодня очень важная тема. - Жизнь испытывает нас, заставляя ответить на вопрос, остались ли в нас любовь, сострадание, жалость, умение услышать и понять другого?»

Особенно щемяще это звучит в преломлении именно к такой сценической истории - большой настоящей редко встречающейся любви, которую немолодые Ромео и Джульетта, не мыслящие существования друг без друга, пронесли через десятилетия.

Барку и Люси Купер выпало долгое существование, и прожить надо каждый день. И их долгие годы в заглавии – это именно про жизнь, но через сложности, которые эти герои встретили.

Ольга Гаврилюк (Мать) и Михаил Васьков (Отец) (фото Валерия Мясникова)
Ольга Гаврилюк (Мать) и Михаил Васьков (Отец) (фото Валерия Мясникова)

Много над темой в процессе работы над спектаклем размышляли и артисты. «Очень сложно, - считает Полина Бондарь, - создать грань, когда ты жертвуешь всем своим нажитым ради комфорта тех, кто тебя создал. Это всегда очень спорный вопрос и, конечно, всегда трогает. И, если даже у нас в жизни не было ничего подобного, то мы живём от ситуации к ситуации, и я, играя Кору, больше поняла о родителях, и пока у меня есть возможность их любить, я буду стараться это делать».

Исполнительница роли Нелли Дарья Щербакова считает, что ей повезло, т.к. имеет возможность общаться с родителями по телефону или даже видеться ежедневно. «В идеале, - говорит актриса, - мне хотелось бы, чтобы после нашего спектакля люди, у которых есть какие-то проблемы, выходили с желанием позвонить маме, папе или кому-то, с кем долго не разговаривали. Вот это был бы самый потрясающий эффект».

А режиссёр заключает, что ему и его команде хотелось бы спектаклем «Долгие годы» никого, конечно же, не учить, но подтолкнуть к мыслям, что есть в жизни более ценные, чем наша суета, вещи, которые в любой момент, к сожалению, могут исчезнуть.

Режиссёр Георгий Долмазян (в центре) с командой спектакля "Долгие годы" (фото Яны Овчинниковой)
Режиссёр Георгий Долмазян (в центре) с командой спектакля "Долгие годы" (фото Яны Овчинниковой)

СПРАВКА

Георгий Долмазян окончил актёрско-режиссёрский факультет Ереванского института кинематографии при киностудии «Арменфильм» (мастерская Генриха Маркаряна) в 2007 году. Проходил стажировку в проекте «Public Parts Theatre» режиссера и драматурга Тима Крауча (Лондон, Англия, 2009 г.). Окончил интенсивный актёрский курс по системе Михаила Чехова под руководством Вячеслава Кокорина (Екатеринбург-Москва, 2009 г.). Разработал авторский курс актёрского мастерства и режиссуры.

В Театре МОСТ поставил спектакли: «Аттракцион», кабаре «Зимние Сны на Патриарших», «Как важно быть серьёзным», «Сирано», «Иллюзион», «Тобио: Мастер кукол», «Конфеты», «Чехов», «4 Любы. Оттепель», «Поминальная молитва», «Русский Авангард: Вертинский, Маяковский, Цветаева». Недавняя премьера - «Пиросмани. Праздник одиночества».

Долмазян также режиссёр-постановщик Национального мультимедийного проект «Троица. Ожившая история» в Храме Христа Спасителя.

Как режиссёр музыкальных спектаклей и композитор работал над спектаклями «Непобедимая Армада», «Доктор-шоу Кабаре 03», «Удача по скрипке», «Троянский вирус», «Я с нею познакомлюсь», «Сирано», «Аттракцион», Кабаре «Сны на Патриарших», а также над музыкальными проектами «Аэропорт» и «Джаз в Нескучном саду» с оркестром «Мелодия» Георгия Гараняна.

Обладатель Гран-при Международного театрального конгресса, Гран-при «Festival d'Hiver» и «Festival d'Anjou» (Франция). Неоднократный лауреат театральных премий «МК» и «Звезда Театрала». Лауреат Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна» и Международного театрального фестиваля в Челябинске, а также Международного конкурса актёрской песни им. Андрея Миронова.

За многолетнюю творческую деятельность отмечен почетными наградами Правительства Москвы и Министерства культуры РФ.