Платон считал, что символы обозначают идеи, почерпнутые из «первичного» мира «истинного бытия». И не зря, ведь содержание символа невозможно точно передать вербальным способом. Оно раскрывается посредством интуитивного соотнесения предметного образа с вложенным в него смыслом.
Символ — образ с переносным значением, предполагающий единство формы (внешнего вида символа) и содержания (смысла символа), закрепленный в традиции социально-культурный знак, передающий определённую информацию.
Скрытые смыслы привычных символов
Многие из знакомых нам символов появились в древние времена. Все мы привыкли к логотипу Bluetooth. Он образован первыми буквами имени короля Дании и Норвегии Харальда Синезубого (Harald Bluetooth), написанными скандинавскими рунами «хагалаз» и «беркана». Две руны объединены в один символ и размещены на синей подложке, по форме похожей на кость, на которую наносят руны для гадания. Король Харальд вёл объединительную политику, что напоминает о функциях технологии Bluetooth, связывающей различные устройства.
Какие символы изучают в школе?
Понимать символы в школе учат с раннего детства. Обычно начинают с главных символов России — флага и герба. Век флага нашего государства относительно короток. В Российской империи с XVIII века до 1858 года бело-сине-красный флаг неофициально выполнял функции национального символа. Официальным символом провозгласил его Николай II в 1896 году, но вскоре флаг был заменён на красное полотно Советского Союза. Достоверная интерпретация изначальной символики флага неизвестна, а современная интерпретация изучается в школе в 1 классе.
Происхождение символизма герба — впечатляющее. Его история берёт начало с великокняжеских и царских печатей. На них изображался покровительствующий князю святой с оружием в руках в образе всадника. На обратной стороне княжеских печатей Александра Невского присутствует знакомый сюжет — борьба с драконом. А первое использование двуглавого орла в качестве символа Московского государства встречается в великокняжеской печати Ивана III.
Еще более древние символы изучаются в рамках предмета «Основы религиозной культуры народов России». Символы мировых монотеистических религий появились задолго до возникновения самих религий.
Гексаграмма или звезда Давида — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды. Начиная с бронзового века звезда широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, отдалённых друг от друга огромными расстояниями, например, семитами Месопотамии и кельтами Британии. Позже в разных сообществах гексаграмма имела разное значение. Масоны считали её звездой, дающей власть над миром, оккультистам она помогала раскрывать тайны потустороннего мира, а алхимики принимали гексаграмму за знак бессмертия. С XIX века звезда Давида считается еврейским символом и именно в этом значении изучается в школе.
Ставший традиционным христианским символом крест существовал в египетской традиции как символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. Полумесяц со звездой стал символом мусульманства совсем недавно по историческим меркам – с 1950-х годов.
Символы в современной жизни
Символы — это не только часть нашего прошлого. Современное общество, развивающееся в информационную эпоху, создает и распространяет общеизвестные символы за очень короткое время. Общественные движения, идеи и идеалы, торговые марки, бренды — все это источники современных символов. Они возникают, живут и эволюционируют вместе с обществом.
***
«Облако знаний» – первый в России онлайн-сервис, спроектированный для использования учителем в рамках классно-урочной системы. Педагогу доступны тысячи работ по 17 предметам школьной программы: интерактивные презентации, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы, задания для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Их более чем достаточно, чтобы регулярно включать в школьные уроки и выдавать домашние задания.