Об этом удивительном человеке нам с большой теплотой рассказали председатель Совета ветеранов Петрозаводского авиапредприятия, в прошлом его старший штурман Игорь Жуков, бывший командир летного отряда Вадим Иванов и многие другие карельские авиаторы.
Так, 23 февраля 1941 года десятиклассник 4-ой петрозаводской школы Боря Носов стал победителем Первого народного лыжного праздника Карелии в прыжках с трамплина. Возможно, в будущем он смог бы завоевать и всесоюзные чемпионские награды. Но началась война, и уже в июле 1941 года тогда еще 17-летний Борис Носов был призван в Красную армию.
В течение двух лет он в должности авиамеханика готовил к вылетам самолеты, обеспечивающие боевые действия Волховского фронта. А летом 1943 года и сам впервые поднял крылатую машину в любимое им небо – стал курсантом, затем инструктором и командиром звена авиашколы. После войны летчик Носов продолжил службу сначала в военной авиации, а после демобилизации в 1948 году – в гражданском воздушном флоте Карелии.
Молодому, но уже достаточно опытному пилоту Носову доверяли выполнять самые сложные и ответственные задания. Так, зимой 1950 года руководство авиапредприятия поручило ему вылететь в командировку в Пудожский район для доставки в населенные пункты второго секретаря ЦК компартии Карело-Финской АССР Юрия Андропова. В преддверии выборов в Верховный Совет СССР Юрию Владимировичу необходимо было встречаться с избирателями, а в большинство лесных поселков отдаленного Пудожского края можно было быстро добраться только с помощью авиации. Почти неделю Носов и его высокопоставленный пассажир Андропов на маленьком, открытом всем ветрам самолетике ПО-2 летали по Пудожскому Заонежью. Несмотря на характерные для этого времени года сложные погодные условия, отсутствие подготовленных для посадок площадок и нормального метеообеспечения, это крайне важное летное задание пилот Носов выполнил на высоком профессиональном уровне: встречи Юрия Андропова с избирателями в Пудоже, Усть-Реке, Куганаволоке, Авдеево прошли точно в назначенное время.
Еще долго Борис Носов продолжал летать по Карелии на самолетах ПО-2, АН-2, а затем и на вертолетах МИ-1, МИ-4. Не оставлял он и прыжки с трамплина, отстаивая на протяжении многих лет звание чемпиона республики.При этом всегда активный, деятельный, целеустремленный пилот Носов постоянно повышал уровень своей командно-летной подготовки, и в 1955 году поступил в Высшее авиационное училище в Ленинграде. Спустя 4 года после его окончания инженера-пилота Носова назначили командиром петрозаводского авиапредприятия и в этой должности он был до ухода по состоянию здоровья с летной работы и выхода на пенсию в 1972 году. Но с авиацией Борис Иванович не расстался и после этого еще 17 лет отработал старшим инженером летной службы, передавая свой огромный опыт молодым авиаторам.
По информации наших собеседников, Борис Носов налетал 14 тысяч часов, получается, более полутора лет провел в небе. Он был награжден орденами Отечественной Войны II степени, Трудового Красного знамени и Знаком Почета. Супруги Носовы вырастили двух сыновей и дочь, дождались внуков и правнуков.
Легендарный командир петрозаводского авиапредприятия – так до сих пор называют Носова хорошо знавшие его карельские авиаторы, чемпион Карело-Финской АССР по прыжкам на лыжах с трамплина, член сборной команды СССР по этому виду спорта Борис Иванович Носов скончался в мае 2005 года. Он похоронен на Сулажгорском мемориальном кладбище, в обиходе называемое «почетным».
Светлана Лысенко
Фото из архива Совета ветеранов петрозаводского авиапредприятия