Найти в Дзене
МК в Карелии

Жизнь не представлял без неба и лыж

Об этом удивительном человеке нам с большой теплотой рассказали председатель Совета ветеранов Петрозаводского авиапредприятия, в прошлом его старший штурман Игорь Жуков, бывший командир летного отряда Вадим Иванов и многие другие карельские авиаторы.

    Борис Носов/ Фото из архива Совета ветеранов петрозаводского авиапредприятия
Борис Носов/ Фото из архива Совета ветеранов петрозаводского авиапредприятия

Так, 23 февраля 1941 года десятиклассник 4-ой петрозаводской школы Боря Носов стал победителем Первого народного лыжного праздника Карелии в прыжках с трамплина. Возможно, в будущем он смог бы завоевать и всесоюзные чемпионские награды. Но началась война, и уже в июле 1941 года тогда еще 17-летний Борис Носов был призван в Красную армию.

-2

В течение двух лет он в должности авиамеханика готовил к вылетам самолеты, обеспечивающие боевые действия Волховского фронта. А летом 1943 года и сам впервые поднял крылатую машину в любимое им небо – стал курсантом, затем инструктором и командиром звена авиашколы. После войны летчик Носов продолжил службу сначала в военной авиации, а после демобилизации в 1948 году – в гражданском воздушном флоте Карелии.

Молодому, но уже достаточно опытному пилоту Носову доверяли выполнять самые сложные и ответственные задания. Так, зимой 1950 года руководство авиапредприятия поручило ему вылететь в командировку в Пудожский район для доставки в населенные пункты второго секретаря ЦК компартии Карело-Финской АССР Юрия Андропова. В преддверии выборов в Верховный Совет СССР Юрию Владимировичу необходимо было встречаться с избирателями, а в большинство лесных поселков отдаленного Пудожского края можно было быстро добраться только с помощью авиации. Почти неделю Носов и его высокопоставленный пассажир Андропов на маленьком, открытом всем ветрам самолетике ПО-2 летали по Пудожскому Заонежью. Несмотря на характерные для этого времени года сложные погодные условия, отсутствие подготовленных для посадок площадок и нормального метеообеспечения, это крайне важное летное задание пилот Носов выполнил на высоком профессиональном уровне: встречи Юрия Андропова с избирателями в Пудоже, Усть-Реке, Куганаволоке, Авдеево прошли точно в назначенное время.

-3

Еще долго Борис Носов продолжал летать по Карелии на самолетах ПО-2, АН-2, а затем и на вертолетах МИ-1, МИ-4. Не оставлял он и прыжки с трамплина, отстаивая на протяжении многих лет звание чемпиона республики.При этом всегда активный, деятельный, целеустремленный пилот Носов постоянно повышал уровень своей командно-летной подготовки, и в 1955 году поступил в Высшее авиационное училище в Ленинграде. Спустя 4 года после его окончания инженера-пилота Носова назначили командиром петрозаводского авиапредприятия и в этой должности он был до ухода по состоянию здоровья с летной работы и выхода на пенсию в 1972 году. Но с авиацией Борис Иванович не расстался и после этого еще 17 лет отработал старшим инженером летной службы, передавая свой огромный опыт молодым авиаторам.

-4

По информации наших собеседников, Борис Носов налетал 14 тысяч часов, получается, более полутора лет провел в небе. Он был награжден орденами Отечественной Войны II степени, Трудового Красного знамени и Знаком Почета. Супруги Носовы вырастили двух сыновей и дочь, дождались внуков и правнуков.

Легендарный командир петрозаводского авиапредприятия – так до сих пор называют Носова хорошо знавшие его карельские авиаторы, чемпион Карело-Финской АССР по прыжкам на лыжах с трамплина, член сборной команды СССР по этому виду спорта Борис Иванович Носов скончался в мае 2005 года. Он похоронен на Сулажгорском мемориальном кладбище, в обиходе называемое «почетным».

Светлана Лысенко

Фото из архива Совета ветеранов петрозаводского авиапредприятия