Давно мы не заглядывали на улицы Иркутска, увлекшись Крымом и железными дорогами. Давайте все-таки восполним этот пробел, раз уж и такой проект был начат в рамках канала. И как помнят мои постоянные читатели, в прошлый раз мы закончили на улице Ширямова, на которой расположен аэропорт Иркутска.
Ну и какой же улице быть рядом с аэропортом? Понятно, что это должна быть улица, названная именем человека, который хоть как-то связан с авиацией. И из всех отечественных пионеров воздушного флота, первым на ум приходит Александр Федорович Можайский. Я даже помню иллюстрацию из детской энциклопедии юного техника с его самолетом, который назывался прямо по-сказочному - "Жар-птица".
А ведь изначально Александр Федорович осваивал совсем другую стихию - водную. Родился он в небольшой крепости Роченсальм.
Располагалась она к югу от финского города Котка, что на Балтике. Это примерно на полпути между Выборгом и Хельсинки. С инициативой по созданию крепости вышла Екатерина II. Ей же эта мысль пришла в голову после Роченсальмских сражений русского и шведского флотов в 1789-90 гг. Причем в первом верх одержала русская эскадра, а вот втором - шведская.
Частично работы будут проведены еще позднее при Павле I и Александре I, когда в этих местах будет организована база Императорского флота. Но затем Швеция уступит России Финляндию, и военный флот будет передислоцирован.
Во время Крымской войны английская эскадра, направлявшаяся в сторону Петербурга, захватит порт и сожжет прилегающий к нему город. Восстановят город спустя несколько десятилетий. И вплоть до настоящего времени Котка продолжает оставаться одним из основных портов Финляндии в Финском заливе. В память об Екатерине II здесь проходит даже целая экскурсионная тропа Екатерины. Потихоньку восстанавливают и морскую крепость, в том числе форт "Слава", где содержали до отправки на каторгу даже декабристов.
Ну а в самом городе даже во время Крымской войны уцелела церковь Святого Николая. Очень изящное сооружение:
В общем, человек, родившийся в таком месте как раз в год восстания декабристов да еще и в семье моряка, просто обязан был стать моряком. Он в общем-то им и стал, закончив Морской кадетский корпус. В настоящее время это Санкт-Петербургский военно-морской институт - Морской корпус Петра Великого. В первые годы он служил на Балтийском и Белом морях. А вот в 1853-1855 гг. на судне "Диана" он участвовал в дальнем походе в Японию. Какой бы маршрут не был выбран - это в любом случае десятки тысяч километров. И именно во время этого похода происходят очень интересные события. "Диана" получает повреждения во время цунами в декабре 1854 года. Судно пытаются перевести в другой порт для ремонта, но оно затонуло. Команда спаслась. Но тут встала другая задача - нужно было как-то выбираться из Японии. Самолеты то тогда не летали )
Буквально в каком-то журнале были найдены чертежи небольшой шхуны, на которой приняли решение возвращаться в Россию. Правда, Можайский возвращался на американском торговом судне. Так он оказывается на Дальнем Востоке. Знаменитый Николаевский пост. Мы уже посещали эти места во время тура по стопам Чехова на Сахалин. Прочитать можно по ссылке ниже:
Лишь в 1856 году он снова оказывается на Балтийском флоте.
Затем в послужном списке Александра Федоровича будет Хивинская экспедиция. Он руководил ее водным участком по Амударье и Аральскому морю. Курировал он и вопросы строительства еще одного судна в порту Пори в Финляндии, после чего еще в достаточно молодом возрасте решил выйти в отставку. Есть версия, что он оставил военную службу не совсем по своей воле. Просто попал под ограничение численности военно-морских сил, которые были наложены на Россию по Парижскому мирному договору. С флотом он все равно был связан, но с гражданским. А в конце 60-х гг. после смерти брата ему достается имение Вороновицы недалеко от Винницы.
Считается, что свои эксперименты с воздухоплаванием он и начала в Вороновицах. Он точно конструировал там больших воздушных змеев, которых запускал с одного из холмов. Было это в непосредственной близости от дворца Грохольских, что на фото выше. Вплоть до 70-х гг. ХХ века здесь находилась поселковая школа, а затем сделали музей авиации и космонавтики им. Можайского. Неплохое такое здание для школы.
За все эти опыты местные его очень не любили, считая, что Можайский связался с нечистой силой. В 1876 году он возвращается в Петербург со своим проектом летательного аппарата. Финансирование работы удалось раздобыть благодаря Д.И. Менделееву. Испытания проводили возле станции Дудергоф около современного Красного Села. То ли взлетел самолет, то ли нет - неизвестно. Уже в наши дни пытались воссоздать этот полет с помощью технических средств. Пришли к выводу, что он мог взлететь, но только при встречном ветре и с наклонной поверхности. Но что самолет потерпел крушение - это точно. Причем и судьба модели толком неизвестна.
В честь этого человека назовут множество объектов на территории РФ. Его именем названо уравнение существования летательного аппарата. Ну и в Иркутске улицу назвали именем Можайского. Смотреть на ней абсолютно нечего. Есть там медсанчасть аэропорта. Раньше в конце улицы находился авторынок запчастей. Но формально он относился к улице академика Бурденко. Сейчас ей очень активно пользуются, если нужно объехать пробку на Голоустненском тракте.
Расположен на ней и Иркутский филиал МГТУ ГА. Но это точно не самое крупное у нас заведение. Я вообще не уверен, работает ли оно по профилю. Может быть ДПО там есть.
В Санкт-Петербурге есть целая военно-космическая академия имени А.Ф, Можайского. Расположена она между метро Спортивная и Чкаловская на улице Ждановской.
А в самом конце улицы есть гаражи, которые печально вошли в историю 9 июля 2006 года, когда А-310 выкатился за пределы ВВП в Иркутске и врезался в этот кооператив. С тех пор у нас и ведутся разговоры о переносе аэропорта за город. Вот уже 17 лет прошло.
Вот такая есть улица в Иркутске. Спасибо, что читаете эту часть проекта. До встречи!