Оригинальное название: Twilight Inscription
Жанр игры: roll-and-write
Издатель в России: Hobby World
Количество игроков: 1-8
Сложность правил (по данным сайта BGG): 3,23 из 5
Возраст: от 14 лет
Время партии: 90-120 минут
В последнее время появилось несколько игр в жанре ролл энд райт по мотивам "больших" игр. Например Остров кошек. Исследуй и рисуй, Орлеан Жанна Д'Арк, скоро ожидается ролл энд райт версия Каскадии. Я уже не раз упоминал в своих статьях, что этот жанр один из самых любимых. И я не мог пройти мимо РНР версии одной из самых масштабных игр - Сумерек империи.
Я не играл в "большие" Сумерки и в принципе слабо представляю даже игровой процесс. Знаю что игра очень масштабная, очень долгая, для игры нужно не менее трех человек (а лучше больше) поэтому шанс сыграть в большую версию игры у меня минимальный.
Цель игры
Каждый игрок возглавляет свою фракцию и старается добиться ее могущества на 4-х планшетах, развиваясь в военном, производственном плане, исследуя космос и добывая ресурсы на исследованных планетах. Игрок, набравший наибольшее количество очков - побеждает.
Что в коробке?
В коробке, кроме основных правил есть руководство новичка - отдельный небольшой буклет, объясняющий базовые принципы игры. В остальном все компоненты стандартные для подобных игр - 32 планшета игроков (по 4 шт. на 8 человек), маркеры, кубики, карты фракций, карты целей, политики, реликвий, 25 карт событий и.
Подготовка к игре
Каждый игрок получает по 4 планшета, причем сторона Б у всех одинаковая, а если хочется разнообразия игрового процесса, то можно выбрать сторону А, она асимметричная.
Игроки получают по три карты фракций (всего их 24 шт.), из которых выбирают одну, остальные сбрасывают.
В центр стола выкладывается планшет Мекатол-Рекса стороной в зависимости от количества игроков (1, 2 или 3 и больше). Из колоды карт политики выбирается по одной для каждого этапа (II, III и IV).
Карты событий сортируются по этапам, а также по цвету (с чередованием синяя, черная, синяя, черная и т.д.).
Выкладываются карты целей, по одной для каждого планшета стороной с двумя значениями ПО вверх.
Игровой процесс
В игре есть несколько важных понятий, без которых дальнейшее объяснение правил будет бессмысленным:
- Ресурсы;
- Активы;
- Планшеты игроков.
Ресурсы
Ресурсы бывают трех видов: материалы, влияние и исследование. Игроки получают ресурсы на некоторых картах событий и на кубиках, и могут потратить их для развития своих планшетов.
Активы
Активы – это по сути бонусы, которые игроки получают в результате применения ресурсов, или в результате некоторых событий в игре. Активы, окруженные точками игроки обязаны применить сразу же. Активы, окруженные пунктирными линиями, можно применять позже в любой момент игры.
Активы бывают нескольких видов:
1. Победный актив. Приносит столько ПО в конце игры, сколько на нем указано.
2. Планетарный актив. Можно потратить на разблокировку планет и баз на планшете экспансии.
3. Товарный актив. Игрок может потратить товарный актив как один любой ресурс на активном планшете в дополнение к уже полученным ресурсам. В конце игры за каждые два не потраченных товарных ресурса, игрок получает 1 ПО.
4. Актив-голос. Используется при голосовании во время политического события.
5. Особый актив. Можно потратить для разблокировки различных действиях на всех планшетах. Обычно это мощные действия, например, изучение технологий, разблокировка мощных отрядов на планшете войны или доступ к ресурсным местам на сетке производства.
6. Ресурсный актив. Можно потратить на любом планшете для получения доступа к результату одного из цветных кубиков.
7. Актив-продукция. Игрок немедленно зачеркивает полученный актив на производственной схеме. Заполнение этой схемы приносит товарные и победные активы.
8. Дипломатический актив. Позволяет получить больше голосов во время розыгрыша дипломатических событий.
9. Демографический актив. Игрок получает следующий победный актив на треке населения.
10. Фракционный актив. Игрок немедленно разыгрывает способность своей фракции.
11. Актив-реликвия. Получив актив, игрок берет карту реликвии (которая дает мощный бонус).
12. Приграничный актив. Дает +1 к силе против левого или правого противника во время военного события.
Планшеты игроков
Планшет навигации представляет собой сетку гиперлиний, соединяющие системы с различными активами. На этом планшете расположены важнейшие планетарные активы, необходимые для разблокировки планет на планшете экспансии. Игрокам доступно два действия исследование и присоединение. Потратив ресурс исследование и материалы, игрок может исследовать ближайшие системы к уже исследованным. Для этого игрок обводит одну из гиперлиний. В начале игры у всех игроков есть несколько исследованных систем. Для присоединения системы, игрок, потратив ресурс влияние, обводит любую исследованную систему. Также исследовать и присоединять системы можно в результате политических событий или по свойству фракции.
На планшете есть червоточины, с помощью которых за одно действие исследования можно добраться до отдаленных частей планшета. Но для их использования требуется изучить технологию Гравитационный двигатель (за особый актив или потратив три ресурса исследования).
Планшет навигации позволяет добраться до Мекатол-рекса - базовой планеты, у которой есть отдельный планшет, о котором расскажу чуть позже.
Планшет экспансии позволяет получить множество различных активов. Также справа на планшете расположен трек населения, на котором игроки отмечают каждое получение демографического актива. В конце игры складываются все очки на треке населения.
На планшете расположено несколько планет, которые изначально заблокированы, и использовать их нельзя. Для разблокировки необходимо получить планетарный актив на планшете навигации.
На разблокированных планетах, игроки, тратя ресурсы, зачеркивают из в рядах и столбцах. Если в каком-то ряду или столбце зачеркнуты все ресурсы, игрок получает определенный актив. Обычно чем больше ресурсов в ряду, тем ценнее актив.
Базы дают игроку возможность воспользоваться ресурсным активом (разблокировать цветной кубик на одном из планшетов). Базу можно построить потратив планетарный актив, или несколько ресурсов.
Планшет производства позволяет получать актив-продукцию, товарный и актив-голос.
На планшете в верхней правой части расположена производственная сетка. Тратя ресурсы, игроки могут утилизировать товары (зачеркнув ячейку). Зачеркивать ячейку можно только соседнюю с зачеркнутой или обведенной. Присоединить ячейку (обвести) игрок может только если есть соседняя зачеркнутая ячейка. Обведя ячейку, игрок получает находящийся в ней актив. Потратив особые активы, игрок получает доступ к отдельным частям сетки с двойными активами.
Получая на любом планшете актив-продукцию, игрок отмечает их в производственной схеме, зачеркивая следующую ячейку. Если игрок зачеркнул все ячейки слева от победного актива в строке, он обводит его, в конце игры этот актив принесет соответствующее количество ПО. Если игрок заполняет столбец на производственной сетке, он подчеркивает соответствующий символ товара. Во время производственного события он принесет дополнительный товарный актив.
При получении дипломатического актива, игрок отмечает его на треке, и во время дипломатических событий он приносит дополнительный актив-голос.
Планшет войны необходим при розыгрыше военных событий, и может принести ценные активы, в случае победы над соперниками. Тратя ресурсы, игроки могут построить различные отряды. В начале игры для постройки игрокам доступны только три отряда: пехота, ПСО и крейсер. Для возможности строительства дредноута и солнца войны необходимо потратить особый актив.
Отряды размещаются на боевой сетке состоящей из восьми секций, по четыре справа и слева. Отряды, размещенные справа сравниваются с отрядами игрока справа, а слева с игроком слева. Размещать отряды можно на соседних клетках от линии разделения. Если игрок размещает отряд поверх актива, он тут же его получает. Также есть клетки, где размещать отряды нельзя (отмечены красным кругом).
Во время войны каждая отмеченная точка прибавляет силу игроку, поэтому выгоднее строить отряды побольше.
Теперь перейдем к игровому процессу.
Игра состоит из нескольких раундов. Перед началом каждого раунда открывается карточка событий (они замешиваются определенным образом). В игре есть четыре вида событий: стратегическое, производственное, дипломатическое и военное.
Карты стратегических событий.
Таких карт большинство в игре. Стратегические события предназначены для получения ресурсов.
Во время стратегического события игрок выбирает один из планшетов, и он становится активным до конца текущего раунда. Игрок тратит ресурсы, изображенные на карте на свое усмотрение. После чего бросаются 6 кубиков (три черных и три цветных). Игроки тратят ресурсы, которые изображены на черных кубиках. Использовать цветные кубики разрешается, если данный цвет кубика разблокирован на активном планшете (ранее получен и потрачен ресурсный актив).
Также игроки могут потратить ранее полученные активы с других планшетов (например планетарный, разблокировав планету).
Военные события происходят во всех этапах игры, кроме первого. Игроки подсчитывают количество точек на боевое сетке в соответствующей секции. Каждая тока это +1 к боевой силе. Также силу могут добавлять приграничные активы (полученные на планшете навигации) и способности фракции.
После чего сравнивают боевую силу с соседом справа и слева, и определяют победителя. В случае победы или равенства силы, игроки обводят верхний актив, в случае поражения нижний (он приносит -1 ПО в конце игры).
Во время производственного события игроки получают товары по числу подчеркнутых товаров (заполненных столбцов) на производственной схеме.
У игрока подчеркнуто два товара на производственной схеме (см. выше), соответственно он получает два производственных актива.
Начало дипломатического события похоже на производственное - игроки получают столько голосов, сколько подчеркнуто символов голоса над производственной схемой.
К изначальным двум голосам, игрок добавляет 4, за подчеркнутые голоса над производственной сеткой.
Далее объявляется повестка - открывается карта политики. Игроки, не показывая другим игрокам делают отметку за или против решения, а также сколько голосов готовы отдать (в конце раунда зачеркивают такое же количество ячеек актив-голосов). После чего суммируются голоса и объявляется результат. Игроки обязаны применить эффект этого решения.
Эффекты карт политики могут быть как положительными так и отрицательными, некоторые могут свести на нет вся стратегию игрока.
Планшет Мекатол-рекса.
Мекатол рекс - это столица той самой Лазакской империи, на осколках которой разворачиваются события игры. На нем отмечаются игроки, которые исследовали и присоединили систему с Мекатол-рексом на планшете навигации. Игроки, быстрее всех достигшие этой планеты, получают более жирные бонусы (ПО и голоса). Также на этом планшете производят подсчет голосов во время дипломатических событий.
При игре вдвоем или соло планшет Мекатол-рекса переворачивается, и на нем отмечается прогресс бота по выполнению целей, боевой силе и количеству голосов (в зависимости от результата броска цветных кубиков). На мой взгляд это интересное решение, позволяющее играть вдвоем.
После окончания последнего 25-го раунда (при игре вдвоем их 23), производится подсчет ПО на каждом планшете, после чего результаты суммируются. Игрок, набравший наибольшее количество - побеждает
Итог
Большинство игроков считают что игры в жанре ролл энд райт - это простые игры, для семейного круга, без взаимодействия и конфликтности. Наверное так и есть, я играл только в те, что есть в нашей коллекции. А это не так много игр: Картографы, Флот улов кубов, Три сестры, Город моторов, Остров кошек исследуй и рисуй, Северный круиз, Бумажные кварталы, Добро пожаловать на Луну, Жанна Д'Арк. Практически во всех играх ты ковыряешься в своем листочке, только в последней игре есть небольшое взаимодействие.
Еще на стадии изучения правил СИ, я понимал, что игра мне понравится. Потому что в ней есть то, за что я люблю жанр - комбушки, а также добавилось неплохое взаимодействие между игроками, элемент соревнования, дипломатия, и война. Наличие большого количества фракций и восьми асимметричных планшетов, вносит большое разнообразие в игру. Свойства фракций достаточно сильные, особенно если их правильно использовать в своей стратегии.
Правила в игре написаны неплохо, все моменты показаны, ошибки я допускал только из-за своей невнимательности. Также в игре есть руководство новичка - отдельный буклет, который проводит за ручку по всем планшетам во время первой партии.
Читая комментарии под летсплеями, не раз видел негативные отзывы. И я понимаю тех кто их пишет. Их пишут те, кто играл в большую игру, или любители жанра ролл энд райтов. Для первых она не передает атмосферу большого брата, а для вторых слишком сложная. Но эту игру надо воспринимать как отдельную игру, очень не похожую на других. В этом то и есть ее прелесть.
Мне сложно сказать, кому может понравится игра "Сумерки империи летопись легенд", но если вам хочется от ролл энд райта большей сложности и взаимодействия, эту игру точно стоит попробовать.
Благодарю, что прочитали статью до конца. Надеюсь было интересно и полезно. Прошу подписываться на канал. Есть еще телеграмм канал, где я публикую чаще и проще https://t.me/nastolki163rus