Найти тему

Гротескные миры Бориса Григорьева

Выдающийся живописец и график Борис Григорьев, эмигрировавший из России в 1919 году и получивший широкое признание при жизни, был забыт на родине на долгие годы. Масштабная выставка «Борис Григорьев: "Первый мастер на свете"», которая проходит в Музее Фаберже до 28 января 2024 г., призвана продемонстрировать талант живописца, широту охвата сюжетов и неповторимую экспрессию графических образов.

Борис Григорьев. Берлин. Около 1922 г.
Борис Григорьев. Берлин. Около 1922 г.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) покинул Россию в 1919 году, разделив судьбу миллионов соотечественников, разбросанных событиями 1917 года по всему миру. Из отведенных судьбой неполных пятидесяти трех лет двадцать он провел в эмиграции. Оказавшись за рубежом в ореоле российской славы, он стал одной из значимых фигур художественного мира русского зарубежья 1920–1930-х годов.

Ревизор. Около 1935. Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен» (фрагмент)
Ревизор. Около 1935. Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен» (фрагмент)

Имя Бориса Григорьева связано с петербургской художественной традицией: с 1908 года до момента эмиграции в 1919 году он жил преимущественно в Петербурге, с 1913 года регулярно выставлялся на выставках «Мира искусства», членом которого стал в 1917 году. С московской линий русского искусства художник был связан не менее прочно: он родился в этом городе, учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1903–1907), преподавал в Московских свободных художественных мастерских в 1918 году. Его манера свободного рисования, сложившаяся к 1913 году, несет в себе раскованность и даже живописность, что всегда было более свойственно московским рисовальщикам. Художник никогда не вписывался полностью ни в одно из направлений или объединений, «шел стороной».

Девушка на лугу. Из цикла «Intimité». 1916. Собрание KGallery
Девушка на лугу. Из цикла «Intimité». 1916. Собрание KGallery

Григорьев нередко удивлял современников странностями своего характера, дерзкими выходками и жестами, резкими изменениями авторского стиля, хотя и не принадлежал к когорте радикальных авангардистов. Определения «удивляющий», «странный», «неожиданный», «стихийный», «пугающий» и даже «дикий» довольно часто применялись к его личности и творчеству. Он совмещал тип «русского европейца», воспитанного на западных художественных ценностях, увлеченного «парижским» стилем, и мастера, приверженного национальной теме и российским корням.

Деревня. Из цикла «Расея». Государственный Русский музей
Деревня. Из цикла «Расея». Государственный Русский музей

Цветовое решение живописных «гротесков» свидетельствует о развитом чувстве экспрессивной декоративности художника, о его умении создавать неожиданные цветовые гармонии сопоставлением локальных «кричащих» цветов — темно-зеленого и желто-лимонного, насыщенного синего и откровенного розового, вызывающие ассоциации с театральными декорациями. Элементы театрализации — кулисное построение композиции, вынесение действия на узкую площадку первого плана, замыкающуюся плоскостно решенным задником, — не случайны. Григорьев, как и многие его современники, был захвачен стихией театральной зрелищности.

В гостях у Бабы Яги. 1910-е гг. Собрание KGallery
В гостях у Бабы Яги. 1910-е гг. Собрание KGallery

Творчество Григорьева трудно вписать в контуры одного направления. Мастер, чрезвычайно восприимчивый к открытиям, настроениям, художественным тенденциям эпохи, сумел переплавить разнородные влияния и тенденции в индивидуальный стиль. Его творчество представляет собой закономерный этап развития отечественного искусства, генетически связанного с развитием и трансформациями реализма первой трети ХХ века. Вобравшее настроения, искушения и ритмы своей эпохи, отмеченное печатью подлинной и яркой индивидуальности, творчество Бориса Григорьева должно занять достойное место в истории отечественного искусства XX века в полном объеме.

В мокром. Из цикла иллюстраций «Братья Карамазовы». 1936 г. Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен»
В мокром. Из цикла иллюстраций «Братья Карамазовы». 1936 г. Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен»

Куратор и научный руководитель выставки: Тамара Александровна Галеева

22 декабря в 18.30 в Музее Фаберже состоится кураторская лекция «Работы Бориса Григорьева в частных собраниях».
Спикер: Тамара Александровна Галеева, кандидат искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, заведующая лабораторией экспертизы и реставрации Уральского университета, автор монографии о Б.Д. Григорьеве.
Купить билеты на лекцию по ссылке.