Выдающийся живописец и график Борис Григорьев, эмигрировавший из России в 1919 году и получивший широкое признание при жизни, был забыт на родине на долгие годы. Масштабная выставка «Борис Григорьев: "Первый мастер на свете"», которая проходит в Музее Фаберже до 28 января 2024 г., призвана продемонстрировать талант живописца, широту охвата сюжетов и неповторимую экспрессию графических образов.
Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) покинул Россию в 1919 году, разделив судьбу миллионов соотечественников, разбросанных событиями 1917 года по всему миру. Из отведенных судьбой неполных пятидесяти трех лет двадцать он провел в эмиграции. Оказавшись за рубежом в ореоле российской славы, он стал одной из значимых фигур художественного мира русского зарубежья 1920–1930-х годов.
Имя Бориса Григорьева связано с петербургской художественной традицией: с 1908 года до момента эмиграции в 1919 году он жил преимущественно в Петербурге, с 1913 года регулярно выставлялся на выставках «Мира искусства», членом которого стал в 1917 году. С московской линий русского искусства художник был связан не менее прочно: он родился в этом городе, учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1903–1907), преподавал в Московских свободных художественных мастерских в 1918 году. Его манера свободного рисования, сложившаяся к 1913 году, несет в себе раскованность и даже живописность, что всегда было более свойственно московским рисовальщикам. Художник никогда не вписывался полностью ни в одно из направлений или объединений, «шел стороной».
Григорьев нередко удивлял современников странностями своего характера, дерзкими выходками и жестами, резкими изменениями авторского стиля, хотя и не принадлежал к когорте радикальных авангардистов. Определения «удивляющий», «странный», «неожиданный», «стихийный», «пугающий» и даже «дикий» довольно часто применялись к его личности и творчеству. Он совмещал тип «русского европейца», воспитанного на западных художественных ценностях, увлеченного «парижским» стилем, и мастера, приверженного национальной теме и российским корням.
Цветовое решение живописных «гротесков» свидетельствует о развитом чувстве экспрессивной декоративности художника, о его умении создавать неожиданные цветовые гармонии сопоставлением локальных «кричащих» цветов — темно-зеленого и желто-лимонного, насыщенного синего и откровенного розового, вызывающие ассоциации с театральными декорациями. Элементы театрализации — кулисное построение композиции, вынесение действия на узкую площадку первого плана, замыкающуюся плоскостно решенным задником, — не случайны. Григорьев, как и многие его современники, был захвачен стихией театральной зрелищности.
Творчество Григорьева трудно вписать в контуры одного направления. Мастер, чрезвычайно восприимчивый к открытиям, настроениям, художественным тенденциям эпохи, сумел переплавить разнородные влияния и тенденции в индивидуальный стиль. Его творчество представляет собой закономерный этап развития отечественного искусства, генетически связанного с развитием и трансформациями реализма первой трети ХХ века. Вобравшее настроения, искушения и ритмы своей эпохи, отмеченное печатью подлинной и яркой индивидуальности, творчество Бориса Григорьева должно занять достойное место в истории отечественного искусства XX века в полном объеме.
Куратор и научный руководитель выставки: Тамара Александровна Галеева
22 декабря в 18.30 в Музее Фаберже состоится кураторская лекция «Работы Бориса Григорьева в частных собраниях».
Спикер: Тамара Александровна Галеева, кандидат искусствоведения, заведующая сектором русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, заведующая лабораторией экспертизы и реставрации Уральского университета, автор монографии о Б.Д. Григорьеве.
Купить билеты на лекцию по ссылке.