Найти в Дзене
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Поездка в Верхозим. Часть 3. (Шемышейский район Пензенской области).

Оглавление

Петровск Саратовский. Поездка в Верхозим. Часть 3. (Шемышейский район Пензенской области).

Село Синодское встретило нас старенькими полуразрушенными домиками, как бы продолжая нерадостную картину соседнего села Верхозим.

-2

СИНОДСКОЕ (Архангельское, Верхозим), русское село, центр сельсовета, в 22 км к югу от районного центра. На 1.1.2004 г.– 296 хозяйств, 581 житель. Основано между 1722 и 1743 гг., заселялось синодскими, принадлежавшими Синоду, крестьянами (Гераклитов, 1923, с. 313).

-3

Из истории села:

Отставной капрал Григорий Федорович Галабурда (Халабурда), получив не позже 1701 г. за службу поместный оклад, завещал в 1722 г. свою поместную землю (20 четвертей в поле, а в дву по тому ж,) на р.Верхозиме Николаевскому Амвросиеву Дудину монастырю (Нижегородский уезд), который числился в домовой вотчине московского патриарха, а с 1721 г. – в ведении Синода.

На этой земле село основал Дудин монастырь. Первоначально оно именовалось Верхозимом (1743 г.), затем (1762г.) Архангельским, Верхозим тож, жители – синодальные крестьяне…

Здесь, пожалуй, нужно взять набольшую паузу, чтобы хотя бы вкратце прояснить историю Дудина монастыря.

Амвросиев Дудин монастырь находился в 35 верстах от Нижнего Новгорода вверх по течению реки Оки и принадлежал к Нижегородскому уезду.Полное название – Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Обитель стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород (упоминание относят к 1408 году) останавливался здесь Сергий Радонежский, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению.

С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству.

В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание".

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь...

svyato.info›7030-svjatye-istochniki-amvrosievo-…

-4

Пожалуй, теперь уже сложно будет сказать каким образом крестьяне села Синодское «служили» Дудину Монастырю (уж больно далеко они от него находились), известно, что «всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке»…

Скорее всего, после упразднения монастыря крестьяне села Синодское, в конечном итоге, переходят в разряд государственных (или казенных)…

С 1780 г. – село Архангельское, Синодское тож, Петровского уезда Саратовской губернии.

В 1795 г. – село Синодское титулярной советницы Анны Семеновны Исаковой (10 дворов) и казенных крестьян (129 дворов).

-5

В 1877 г. село относится к Верхозимской волости Петровского уезда, 321 двор, церковь, 6 лавок, 3 постоялых двора, 2 красильни, 2 ярмарки, базар. В 1884 г. – 367 дворов государственных крестьян.

В 1902 г. работала земская образцовая школа (82 мальчика, 34 девочки, учитель, помощник учителя, законоучитель), в 1902 г. школу закончили 11 мальчиков, 5 девочек (Делопроизводство Петровского уездн. земск. Собрания. Саратов, 1903. С. 425).

В 1911 г. – 458 дворов, православная церковь, единоверческая церковь, земская школа, базар, ярмарка.

-6

В 1921 г. – село Синодское Верхозимской волости, 549 дворов.

В 1955 г. – центр сельсовета Даниловского района, центральная усадьба колхоза имени Мичурина.

В 1980-е гг. – центральная усадьба колхоза имени Мичурина.

В 2002 г. в селе действовал социо-культурный центр на базе дома культуры и библиотеки. Средняя школа, детский сад.

В селе с 1980 г. жил пензенский поэт Юрий Самсонов (1939–2005).

Численность населения (по годам): в 1795 – 368, 1859 – 1527, 1877 – 1811, 1884 – 1882, 1897 – 2051, 1902 – 2242, 1911 – 2555, 1914 – 3062, 1921 – 2387, 1926 – 2723, 1939 – оценочно 1715, 1959 – 1306, 1979 – 847, 1989 – 781, 1996 – 740 жителей.

Населённые пункты Шемышейского района Пензинской...

pomnirod.ru›materialy-k-statyam/administrativno-…

-7

А вот и церковь…

Сказать к слову, мы её приметили, как и положено, ещё до подъезда к селу.

-8

Пожалуй, этот кадр может много рассказать об истории старинного села российской глубинки.

А это ещё одно небольшое дополнение об истории населения района и его первых поселенцах...

Помещики начали активно осваивать среднее течение Няньги примерно с 1695 г. в связи с дачами земельного жалования за организацию строительства так и не законченной сызранско-пензенской черты, участие в походах на Азов, за строительство г. Петровска.

В 1695 г. здесь отказаны земли дворянам Александру Григорьевичу Внукову, Петру Ивановичу Воробьевскому, затем Михаилу Малыгину и другим. Но поскольку они служил далеко от этих мест, то вскоре поменяли полученные земли, в частности, Воробьевский – князю Александру Болховскому и Григорию Галабурде, которые и привезли сюда первых крестьян.

В 204-м (1696) г. большая площадь «дикопорозжих» земель была отдана под пашню и сенные покосы тому же Внукову и Григорию Федоровичу Галабурде. Сенные покосы они получили «на степной стороне, по конец мордовских земель» д. Каржиман и Мичкас; с этой площади можно было накосить 10 тысяч копен сена (РГАДА, ф. 1335, оп. 2, е.хр. 2318, л. 197-198).

В феврале 1706 г. им же отказано за валом, на речках Нянге, Чичиркай, Мордке и Верхозим: Внукову – 300 четей в поле, а в дву по тому ж, Галабурде – 200 (л. 198-198 об.). Впоследствии вся эта земля была распродана ими помещикам, государственным и ясачным крестьянам.

Верхозимская волость - Генеалогический форум ВГД

forum.vgd.ru›post/2243/80521/p2693034.htm

Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела, Димитрия Прилуцкого, Покрова Пресвятой Богородицы   Год постройки:не ранее 1803.
Церковь. Действует. Престолы: Михаила Архангела, Димитрия Прилуцкого, Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1803.

Михайло-Архангельский храм. Каменный, с приделами во имя прп. Димитрия, Прилуцкого и Вологодского Чудотворца (справа) и Покрова Пресвятой Богородицы (слева). Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была сооружена в 1749 г. Каменный храм построен на средства прихожан в 1803 (1805) г., освящен в 1805 г. Правый придел устроен усердием г-жи Варвары Подреевской (Падревской) в 1859 г., левый – прихожанами в 1865 гг. В 1872 г. церковь была перестроена по новому плану, причем восьмерик и купол сделаны деревянными, а крыша обоих приделов – возвышена. Колокольня сооружена новая, трехъярусная.

На заседании постоянной комиссии по вопросам культов при оргкомитете ВЦИК Саратовского края от 22 ноября 1934 г. церковь, как бездействующую с 1929 г., постановили передать с государственный фонд.

Источник: «Inpenza.ru» , «Пенза Православная»

-10

До настоящего времени деревянное завершение храма не сохранилось. В плане храм имеет квадратную форму, с включенными в него тремя алтарями, расположенными по одной линии. Центральный алтарь выше боковых. Колокольня трехъярусная, верхний ярус восьмериковый, нижние - четвериковые.

Декор довольно скупой и сейчас в него при начавшемся восстановлении храма внесено некоторое оживление за счет выделения средней части южного фасада тремя аттиками в виде килевидных кокошников.

Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский Александр

Синодское, Церковь Михаила Архангела

sobory.ru›article/?object=25736

-11
-12
-13
-14

Недалеко от сельского храма находятся Дом Культуры и Школа.

Р.s. К сожалению, в этот раз я не смог подготовить более подробный материал о местном Доме Культуры и Школе.

(Будем считать, что оставил до следующего своего приезда).

-15

Но памятник погибшим воинам в годы Отечественной войны нужно обязательно посетить.

-16
Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
-18
-19

Ну, а нам пора возвращаться… ещё в Верхозим хотелось бы ещё раз заглянуть.

-20

Прощальный взгляд на сельскую церковь.

-21

Пожалуй, отсюда церковь выглядит особенно величаво.

-22
-23

Небольшая местная экспозиция у сельской околицы…

-24

А эти фотографии были сделаны мной уже в Верхозиме…

-25

Когда я безуспешно пытался попасть в центральную часть села.

-26

Ну, что ж… ещё один повод сюда вернуться.

-27
-28

Кстати, чуть не забыл…

БЛЯХИН ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ 25 декабря 1886 [6 января 1887], село Верхозим, Саратовская губерния, Российская империя — 19 июня 1961, Москва
БЛЯХИН ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ 25 декабря 1886 [6 января 1887], село Верхозим, Саратовская губерния, Российская империя — 19 июня 1961, Москва

Писатель, драматург, сценарист.

Активный участник революционного движения 1905 года.

С 1923 по 1934 годы - один из руководителей советского кинопроизводства.

НАГРАДЫ:

Орден "Отечественной войны" I степени (20.02.1944)

Орден "Красной Звезды" (16.05.1943)

Медаль "За боевые заслуги" (28.03.1942)

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/253413/bio/

-30

Из раннего детства мальчик запомнил пугающие рассказы о голоде, чуме и холере. Ярко врезался в его память обеденный стол в родительском доме: “Он стоял в углу, под иконами. Вокруг сидела на скамьях вся наша семья. Широким кухонным ножом отец тщательно, ровными кусками делил каравай чёрного мякинного хлеба и в строгом порядке раздавал нам. Семь пар глаз нетерпеливо следили за каждым его движением в ожидании своей доли”.

Оставшись в четырехлетнем возрасте без матери, безвременно скончавшейся от поразившего Поволжье голода, он сначала попал к родственникам на прокормление и батрачил на собственного дядю, а позже покинул родные пенаты и начал большое путешествие по стране. Окончил церковно-приходскую школу в селе Селитренном Енотаевского уезда Астраханской губернии, в 1903 году семнадцатилетним переехал в Астрахань и устроился учеником типографского наборщика.

-31

Итак, “Красные дьяволята”. Читателям старшего поколения этот первый и сразу же получивший большое признание литературный опыт Бляхина в своем первозданном варианте едва ли знаком, как и снятый вскоре по нему одноименный немой художественный фильм. Но кто из юного поколения в конце шестидесятых годов не следил за приключениями смелых юных героев гражданской войны в сразу же ставшей оте­чественным бестселлером кинотрилогии Эдмонда Кеосаяна “Неуловимые мстители”?

Вот как в предисловии к одному из поздних изданий повести писал Бляхин:

… О боевых делах и приключениях тройки юных героев, прозванных “красными дьяволятами”, я и написал свою первую повесть. Она была издана в Баку в 1922 году. Это была одна из первых книг о гражданской войне, кровавый след которой ещё не успел остыть. Наши юные читатели горячо приняли книгу. В 1923 году вышел в свет кинофильм “Красные дьяволята”, поставленный в Грузии по моей повести и сценарию режиссером И.Перестиани.

-32

В повести Бляхина ребят было трое: Данька, его сестра Ксанка и китаец. Но так как с Китаем в то время были сложные дипломатические отношения, то для фильма Неуловимые мстители, китайца заменили вполне аполитичным цыганом Яшкой и добавили в компанию четвёртого мальчика, интеллигентного гимназиста Валерку.

Повесть «Красные дьяволята» была написана Павлом Бляхиным в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. Вместо трёх дней писатель добирался до Баку ровно месяц. На самодельном столике наготове лежал маузер… Эта была одна из первых книг о гражданской войне.

Красные дьяволята и их создатель Павел Бляхин...

proza.ru›2015/08/27/333

-33