Одни из первых упоминаний о катаракте идут из Древней Греции, оттуда же идет и название заболевания. С древнегреческого катаракта переводится как водопад. В те времена считалось, что зрение падает из-за наличия мутной жидкости перед хрусталиком.
Расцвет катарактальной хирургии пришелся на период правления Марка Аврелия. Согласно упоминаниям в руководствах таких великих древних врачей как Цельса и Галена, для операции использовался один острый инструмент. Им делался разрез на краю роговицы, им же проникали во внутренние структуры и разрушали связки, которые удерживают хрусталик. Мутный хрусталик, в силу своей тяжести опускался, при этом восстанавливался доступ света внутрь глаза и больной начинал видеть. Стоит отметить, что немногие операции были успешными. Часто пациенты слепли из-за развития воспалений в ходе различных инфекций. Также важно понимать, что под успешными операциями подразумевали то, что больной начинал видеть свет и тень. О восстановлении предметного зрения речи не шло, поскольку не было возможности компенсировать оптическую силу хрусталика (около 20 диоптрий).
С 600 года до нашей эры до XVIII века технология операции практически не менялась. Первый прорыв случился, когда в 1705 году француз Пьер Бриссо доказал, что катаракта — это не мутная жидкость, а помутнение хрусталика. Затем последовал следующий прорыв – в 1748 офтальмолог Жак Давиэль во время проведения операции заметил, что вместе с кровью из глаза выходят кусочки помутневшего хрусталика, а зрение (светоощущение) возвращается. С этого времени берет начало история экстракции катаракты. Несмотря на это открытие, катаракта еще практически 200 лет оставалась заболеванием, которое приводит к полной или частичной потере зрения.
Появлением искусственных хрусталиков, которые используются в современной офтальмохирургии, человечество обязано английскому офтальмологу Гарольду Ридли. Во время Второй мировой войны он, проводя обследования летчикам, получившим ранения глаз, обратил внимание, что при попадании осколков пластика из окон кабины самолета воспаления не возникает. Это открытие помогло в разработке материала для искусственных линз (хрусталиков), которые и используются в современной офтальмологии.
В тот период операция проходила таким образом: делался надрез около 10 мм на роговице, с помощью охлажденного металлического стержня извлекался хрусталик вместе с капсулой, в которой он хранился. На освободившееся место устанавливалась линза. Это было огромным прогрессом, то, что раньше считалось необратимым, стало подвластно человеку. Но у способа были недостатки: нельзя было работать с опущенной головой, поднимать тяжести, появлялся астигматизм, в результате чего искажались изображения, восстановительный период был долгим и болезненным.
В нашей стране первый искусственный хрусталик имплантировал Святослав Федоров в 1960 году. А через два года совместно с Валерием Захаровым создал одну из лучших жестких линз в мире – «Спутник».
В 1967 году появился принципиально новый метод удаления помутневшего хрусталика – с помощью ультразвука, который используется по сей день. Использование ультразвука позволило сделать операцию бесшовной, более бережной, убрать осложнения в виде астигматизма и облегчить восстановительный период.
Все это время хрусталик удалялся вместе с капсульным мешочком, где он хранился, что затрудняло установку искусственной линзы. В 1973 советский профессор Борис Алексеев предложил сохранять капсульный мешок и устанавливать в него новую линзу. Это обеспечило более хорошую центрацию хрусталика, а значит – более качественное зрение.
Как проходит операция по катаракте в наши дни?
Хирург делает маленькие проколы в роговице менее 2 мм, тончайшим пинцетом вскрывает переднюю капсулу хрусталика и с помощью ультразвука разделяет хрусталик на мелкие фрагменты, превращая их в эмульсию. В таком состоянии микрочастицы хрусталика легко удаляются из глаза. Не расширяя доступ, хирург помещает внутрь глаза эластичный искусственный хрусталик. Эта операция носит название факоэмульсификация катаракты. Это достаточно распространенная процедура. В год проводятся миллионы таких операций. Практически сразу после операции пациент начинает видеть.
Ультразвук позволяет делать операцию точно, быстро, с предсказуемым результатом. 15-20 минут уходит у хирурга на то, чтобы раздробить и извлечь старый хрусталик и поставить новый.
Хотите больше полезных статей? Подписывайтесь на наш канал!
____________________________________________________________________________________
Если вам нужно отличное зрение, то обращайтесь в “Центр зрения”!
- 20 000 пациентов проходят обследование ежегодно
- 12 000 пациентов получают лечение ежегодно
- 4 филиала в Иркутской области: филиалы в крупных городах Иркутской области позволяют сделать качественную офтальмологическую помощь доступной для всех
- Современное оборудование: новейшее оборудование позволяет выявить заболевания глаз на самых ранних стадиях и вовремя начать лечение
- Дополнительные выгоды для пациентов: акции и скидки, возможность оформить услуги в рассрочку, а также льготы и специальные условия для пенсионеров
Официальный сайт сети офтальмологических клиник “Центр зрения” в Иркутске