Найти тему

Патриарху к лицу красное

Кажется, у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла появился исторический шанс стать фронтменом давно назревшего «левого поворота» и превратиться из просто высшего церковного иерарха в национального духовного лидера.

Друг семьи

«Защита семьи и семейных идеалов должна осуществляться в том числе через серьезные экономические решения, реально повышающие уровень благосостояния родителей с детьми, поддерживающие благое стремление рожать и воспитывать детей», – заявил Святейший на ежегодном Епархиальном собрании Москвы. Предстоятель РПЦ впервые сделал такой заметный политический реверанс в сторону паствы, придерживающейся социалистической идеологии, или, по крайней мере, разделяющей «левые» политические ценности, наиважнейшей среди которых была и остается социальная справедливость. Сам он объяснил безальтернативность радикального пересмотра отношения к демографической проблематике тем, что страна рискует утратить статус великой державы из-за сокращения численности населения. И ведь в точку попал. Даже самый поверхностный анализ причин никой рождаемости в стране выводит на проблематику социально-экономического устройства современной России.

В условиях, когда разрыв в уровне доходов между 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян не сокращается (сейчас эти показатели отличаются более чем в 13 раз), запрос на более справедливое распределение национальных доходов может, объективно, только расти. Причем, у всех, вне зависимости от религиозной принадлежности. Разве что олигархи и их клиентелы будут продолжать нести свои тухлые бредни про природную лень русских. В связи с этим, конечно, стоило бы порассуждать о возрождении советской «карательной» психиатрии, но это другая тема.

Что Святейший подразумевает под «серьезными экономическими решениями» – пока не ясно, однако ситуация внутри страны такова, что без серьёзной и ощутимой для людей корректировки курса «влево» (ежегодные повышения МРОТ – не в счёт) верховная власть не сможет продемонстрировать своей успешности, на которой, в свою очередь, базируется доверие людей. Об этом не принято говорить, но от Путина ждут не только победы на полях СВО, но и радикальной перестройки в пользу большинства внутри страны. Не случайно же позапрошлый Валдайский форум завершился с виду чудным вопросом о «религии справедливости», поставленным писателем Александром Прохановым перед Владимиром Путиным. А ведь это был не просто добрый совет повидавшего жизнь мудрого человека, высказанный в иносказательной форме. Это слова о самом важном запросе десятков миллионов людей в России, и не только православных. Скажем прямо, у многих приверженцев иудаизма чувство справедливости развито куда сильнее, чем у христиан, а исламскую этику иначе как через призму справедливости не стоит и рассматривать.

Общий враг

Уникальность ситуации в том, что РПЦ не придется изобретать велосипед. На обыденном уровне догматика христианства и запрос на справедливость примиряются всем известными фразами о том, что Бог велел делиться, а первым коммунистом был Иисус Христос. На теоретическом уровне – в помощь концепция христианского социализма о. Сергия Булгакова. Есть и практический опыт. К примеру, латиноамериканские католики разработали доктрину «Теологии освобождения», а её адепты, плечом к плечу с коммунистами, участвуют в национально-освободительном движении, работают вместе с ними в правительствах таких стран, как Никарагуа. К слову сказать, они считают греховной любую деятельность, которая приводит к обеднению людей. Там это работает. Что мешает нам перенять положительный опыт?

Я не говорю о Церкви Небесной, но земная РПЦ не может существовать в отрыве от общества и прикрываться формулировкой: «Церковь вне политики». Невозможно быть вне политики, когда весь народ сражается. Да и уместно ли говорить о русском конфликте между красными и белыми, верующими и атеистами, когда в смертельной схватке сошлись Третий Рим и ультраглобалистский Содом, когда и у настоящего большевика, и у настоящего православного общий враг? А есть ли у православного христианина и большевика ещё что-то общее, кроме врага? Скорее – да. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Про всем известные подвиги героев Великой Отечественной войны я тут рассказывать не буду, напомню лишь о том, что в нагрудном кармане у большинства из них лежал или партийный, или комсомольский билет. Как выяснилось позже, многие из них носили нательные кресты, а Зоя Космодемьянская была дочерью православного священника. А против чего они боролись? Давайте посмотрим правде в глаза и назовем вещи своими именами: гитлеровский нацизм – это не социализм с нелепой приставкой «национал»; и уж вовсе не германский консерватизм. Это девиантная ветка либерализма, проросшая на англо-американских наработках: концлагеря придумали в США, концепцию усовершенствовали британцы во времена англо-бурской войны. Геноцид по этническому признаку – опять же, к англо-американцам. Ну и определение фашизма, данное Георгием Димитровым, пока ещё никто не смог ни опровергнуть, ни улучшить. Перед нами, по-прежнему, «открытая, террористическая диктатура самых реакционных, самых шовинистических и самых империалистических элементов финансового капитала». Вспомнили недавнее «ковидобесие»? Вспомнили локдауны с цифровым контролем, и где всё это придумали? Не забыли, какие бизнесы на этом смогли нажиться? Хотим повторения? Впрочем, вернемся к нашему патриарху.

Момент истины

Политическая конъюнктура складывается в пользу Святейшего; пользуясь ситуацией, он сможет легко обойти все острые углы; если что, ему даже анафемствовать олигархов и «особо выдающихся» чиновников не придется – православных среди них практически нет. А уж если вспомнить и сопоставить 8-ю заповедь и подлинные истории успехов большинства фигурантов российского TOP-100 Forbes– то можно со спокойной душой перекреститься и благословить Верховного главнокомандующего хоть даже на введение опричнины 2.0 – в конце концов, «…начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Сказано же – не укради…

История дает патриарху Кириллу карт-бланш. С вызовами на внешнеполитическом контуре Путин справляется и без него – как временное решение всем предложено держаться корней и дружно лупить доставшего весь свет гегемона. Но самое важное происходит внутри страны. Победим на внутреннем фронте – будет всем людям счастье, и Кирилла веками будут поминать везде и всюду. Если подключится по полной программе. Он оказался в нужное время и в нужном месте. Народ, если что, с ним, а не против него. А дальше, как водится, дело свободе воли. В самом Кирилле дело. Сможет он дерзновенно «расширить функционал» архипастырского служения, стать большевиком на престоле, политическим комиссаром Всея Евразии? Кому, как не ему подводить смысловую базу под то, что делает командир? Поправьте мня, если я не прав, но это и будет та самая симфония духовной и светской власти, о которой так долго твердила РПЦ? Вот только без опоры на принцип справедливости, без диктатуры совести никакой суверенной России нам не построить. И кому, как не Патриарху взять на себя роль блюстителя этих ценностей? Впрочем, не мне поучать Святейшего. Напомню лишь фрагмент текста, сочиненного полвека назад одним иноагентом: «…Я слышал песню, в ней пелось: "Делай, что должен, и будь, что будет", Мне кажется, это удачный ответ на вопрос». Вероятно, после президентских выборов Его Святейшество сделает свой выбор.