Найти в Дзене

Готовые решения в музыкально-эстетическом воспитании детей 21 века.

Доклад Исаевой Т.Ю., сертифицированного преподавателя Софт Моцарт.
XXII Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2023: творчество, наука, технологии» в университете им. Герцена, 13-15 декабря.

Т.Ю.Исаева

«Готовые решения в музыкально-эстетическом воспитании детей 21 века»

Мне посчастливилось родиться с ярко выраженными музыкальными способностями. Мои родители вспоминают, что я начала чисто интонировать с раннего возраста и демонстрировала своё громкое пение всем желающим с… двух лет! Хочу заметить, что для ребенка - очень важно знать, чисто он поёт или нет. Поэтому роль окружения, особенно родителей, очень важна для каждого ребенка.

Конечно же, окончание Ульяновского музыкального училища им. Г.И. Шадриной по классу «Хоровое дирижирование» не было случайностью, поскольку я решила посвятить свою жизнь музыке. После выпуска я проработала один год в музыкальной школе и семь лет в общеобразовательной. Помимо преподавания я продолжала развивать свою вокальную концертную деятельность.

В процессе моей педагогической деятельности я поняла, что далеко не все дети наделены вокальными данными с раннего детства. Именно поэтому вопрос музыкального развития детей с нуля стал приоритетным в моей педагогической практике. Надо заметить, что свою дипломную работу я защищала с достаточно интересным и сложным проектом. Мне удалось подготовить многоголосный хор из детей, которые на начальном этапе совершенно не были способны чисто интонировать. Для этой работы дети не отбирались специально, как принято на вступительных экзаменах в музыкальную школу. Однако, не смотря на очевидные сложности, мне не только удалось успешно подготовить хор к выступлению, но и раз навсегда убедиться в том, что детей без музыкального слуха не бывает. Я поняла, что цель каждого педагога – сделать своих учеников причастными и мотивированными учиться, и тогда они смогут всё. Конечно, такое умение развивать детей с нуля требует мастерства и специальной подготовки педагога. А еще это требует постоянного, можно сказать, неустанного желания совершенствоваться в своей профессии.

Пение для любого человека является прекрасным эстетическим и эмоциональным наслаждением. Однако, чем больше педагогического опыта я приобретала, тем больше осознавала, что без знания музыкальной грамоты трудность обучения детей увеличивается в разы, так как объяснения педагога в классе сводятся к механическому натаскиванию. Приходится, как говорится, «на пальцах», с голоса (а у пианистов с рук) обучать детей, что часто не является для них интересным или увлекательным занятием.

Мне всегда казалось, что умение аккомпанировать себе при пении могло бы значительно облегчить задачу. Но как много вокалистов владеет игрой на фортепиано? Это – отдельный вопрос. Еще тогда, в моем детстве, мне приходилось часто слышать о проблеме музыкального образования именно в связи с обучением чтения и пения нот с листа. Я не любила уроки фортепиано потому, что они давались мне нелегко. Однако, со временем я поняла, что по сути, нота для вокалиста должна быть опорой для его голоса: общаясь со знаком, звуком и длительностью каждый вокалист только растёт и становится более уверенным в себе. Ведь без освоения свободного прочтения нотного текста начинающий как бы теряет опору и действует интуитивно, как в старину актеры-крепостные, не умеющие читать, боялись забыть слово или букву. Теперь я не просто уверена, я считаю, что массовое музыкальное образование детей должно осуществляться исключительно при условии опоры на письменный нотный текст и навык работы с ним один на один.

В поисках выхода из тупиковой ситуации, когда, работая с обычными детьми, трудно гарантировать стопроцентный успех, я начала поиски новых решений в своей педагогической практике. Сначала с моей стороны был запрос: я почувствовала острую необходимость совершенствования собственных навыков игры на фортепиано. При этом мне хотелось опробовать новые подходы в обучении. Горький опыт детства подсказал мне, что надо искать другие, более эффективные и надежные пути для саморазвития. Я понимала, что проблема чтения нотного текста была и на сегодняшний день до сих пор является актуальнейшей для многих выпускников школ и даже вузов! Мои поиски привели меня к системе Soft Way to Mozart и методу Хайнер. Сначала я прочла книгу Е.В. Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!». Книга помогла мне понять, как на самом деле формируются навыки человека с нуля и что нужно делать для наиболее эффективного обучения каждого начинающего. Новые идеи, почерпнутые из книги, мне показались настолько важными для каждого профессионала, что я создала аудио версию этой книги. Я уверена, что многие из тех, кто ознакомится с книгой, откроют для себя много нового и полезного о музыкальной педагогике.
Основной идеей книги является то, что системный подход, основанный на разумной постепенности, уважение к границам и понимание физических особенностей ученика, является основным для наиболее эффективного музыкального развития каждого начинающего.

В процессе работы над этой, абсолютно новой для себя информацией, я поняла, что это как раз то, что мне нужно. Я увидела, как легко и просто нотный текст оживает под моими пальцами. Музыка превратилась в единый и живой организм, целостную и достаточно понятную систему. Триединство ноты, длительности и звука помогли мне опереться на уже сформированные навыки и отточить новые, еще не освоенные. Увидев нотный стан в виде симметричной системы, я на практике поняла, что такое «нотозвук» - новый термин научной музыкальной педагогики XXI века. Ведь зрительное объединение ноты и клавиши, а также общение с их длительностью в режиме реального времени – это как раз тот опыт, который с первой же секунды делает общение с музыкальным текстом активным и незабываемым. Система показалась мне настолько элементарной и лёгкой для восприятия, что захотелось испытать ее действие на малышах трех и пяти лет. Это были мои внуки. Открыв перед ними модуль Gentle Piano с вертикальным нотным станом, соединив компьютер с синтезатором и приклеив наклейки - подсказки на клавиатуру, я с удивлением и восторгом наблюдала, как мой пятилетний внук совершенно самостоятельно заиграл по нотам. Я же сидела рядом и наблюдала, как мальчик сам находит ноты и клавиши, а также развивает все необходимые навыки, необходимые для обучения музыке: внимание, зрительный фокус, слух, моторику, координацию обеих рук. Каково же было моё изумление, когда младший - трехлетний малыш - на мою попытку подсказать и облегчить задачу в общении с нотами, ответил протяжно –Я САААМ. Счастью моему не было предела! Разве не о такой самостоятельности детей мечтает каждая мама и каждая бабушка?

Позже, работая над повышением своей квалификации с целью стать сертифицированным педагогом системы Софт Моцарт, я узнала, что автор проекта - Елена Владимировна Хайнер (Николаева) моя землячка и выпускница русской школы музыки.

Погружаясь в материал системы Софт Моцарт я убедилась в том, что она помогает заложить фундамент не только для вокального пения и основ игры на фортепиано, но и развития чувства ритма, гармонического слуха и музыкальной памяти. Я поняла, что сегодня в наших руках есть подход, технология, метод и система, которые способны научить каждого…

- насыщенному и глубокому пониманию музыки, как письменного языка

- чтению нотного текста с листа в двух ключах с первого же урока

- использованию интерактивности компьютера, как «эмулятора» в навигации пространственно-временного языка музыки

- развитию музыкального и даже абсолютного слуха в хорошем смысле этого слова, когда нота узнается и как вибрация, и как знак, но в пределах ладовых тяготений

- эффективному усвоению музыкального материала в разы быстрее, чем в «традиционном» подходе

- повышению умственных способностей за счет межполушарных взаимодействий, поскольку начинающий оперирует сразу и с абстрактной, и с конкретной информацией.

- помощи в адаптации «особенных» детей посредством чувствительных алгоритмов, которые «ведут» ребенка от простого - к сложному согласно его возможностям, а не навязанному идеалу извне.

Программа «Софт Моцарт» изменила моё представление о музыкальном таланте. Теперь я вижу, как легко можно сделать каждого человека музыкально грамотным! Хочется отметить ,что метод Хайнер и технология Софт Моцарт нисколько не конфликтует с традиционным обучением. Знания, умения и навыки, которые мне удалось почерпнуть в процессе повышения квалификации, легко дополнили уже существующее образование и практический опыт. Я получила ответы на многие вопросы, которые успела накопить за годы своей практики. С приходом системы в классы школ, училищ и вузов нужда в учителе не пропадает, но переходит на качественно другой уровень: педагог помогает ученику решать более интересные творческие задачи. Ведь чего греха таить? Без этой технологии мы – профессионалы – работаем в основном над исправлением одних и тех же ошибок из урока в урок.

На мой взгляд, роль системы Софт Моцарт состоит в том, что делает музыкальную грамотность инклюзивной, что дает каждому ребенку равные возможности в раскрытии своего творческого потенциала. Эта инновация незаменима в домашнем образовании, в яслях и детских садах, в общеобразовательных школах и даже в музыкальных училищах и консерваториях. В мире, в котором музыкальная грамотность, а также возможность считывания музыкального текста станет нормой, легче будет преодолеть и другие проблемы человечества, потому что музыка способна развивать не только мозг, но и душу каждого из нас.

Я приглашаю всех профессионалов, которым небезразлична судьба музыкального образования наших детей, пройти курсы повышения квалификации при университете имени Герцена. Вы на личном опыте сможете убедиться в том, что научить каждого ребенка слышать и понимать музыку через непосредственное общение с живым музыкальным текстом – самое верное решение для спасения музыкальной культуры России, да и всего мира.

У нас есть прекрасный профессиональный потенциал, чтобы не идти на поводу у западной поп культуры. Напротив, с системой Софт Моцарт наши профессионалы смогут стать первыми учителями детей всего мира, чтобы музыка нового поколения опять стала богатой, многосторонней, многожанровой и глубокой, как полагается быть любому письменному языку.

Видеоверсия доклада: