Найти тему

Сделали замечание на работе. Почему желать приятного аппетита и говорить «Будь здоров» – моветон? И другие правила этикета.

Золотое правило воспитанного человека: «Три раза подумай, один раз скажи».

Сегодня на работе со мной произошла такая любопытная ситуация: настало обеденное время, коллега разогрела свой обед и села кушать. Я говорю ей: «Приятного аппетита». Она же дожевав в ускоренном темпе то, что отправила до этого в рот, ответила мне: «Катя, прекрати желать мне «приятного аппетита», и не только мне, а вообще, ты знаешь, что это считается дурным тоном»?

Я не знала. И даже более того, засомневалась в правдивости её высказывания. Полезла гуглить. И, к своему удивлению, обнаружила, что она права.

Помимо этого я прочитала ещё про ряд правил этикета, причем применимых в таких ситуациях, в которых мы с Вами оказываемся ежедневно, и обнаружила, что не только про пожелание «приятного аппетита» я не знала) Поэтому решила поделиться с Вами, а Вы в комментариях дайте обратную связь – слышали ли о таком и соблюдаете ли Вы данные правила в своей жизни.

Приятного аппетита желать нельзя.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Давайте разбираться всё же почему.

Во-первых, до времен Советского Союза в большинстве семей было принято молиться перед едой. Фраза «приятного аппетита» пришла на смену «Отче наш» после запрета на моление. По сути, аппетит — это чувство голода, желание насытиться. Как это чувство может быть хорошим или плохим, а уж тем более приятным? Получается, это высказывание не несет никакой смысловой нагрузки.

Во-вторых, мы позаимствовали это выражение у французов. Они говорят «bonappetit». Однако же сами французы желают приятного аппетита далеко не во всех случаях. Строго говоря, пожелать bonappetit может только шеф-повар гостям своего ресторана. Также это может сказать человек, который приготовил блюдо специально для вас, а в случае если семья собралась ужинать за одним столом, делать акцент на поглощении пищи считается неприличным. В этом случае лучше сказать: «Угощайтесь» или «Надеюсь, вам понравится угощение», либо просто молча приступить к трапезе.

В-третьих, своим пожеланием мы провоцируем человека ответить нам любезностью на любезность, и он вынужден с набитым ртом, либо в случае, как с моей коллегой, второпях прожевав, давать нам ответ. Это вызывает дискомфорт.

Ну и наконец, наверное, главное. Когда мы желаем приятного аппетита своим коллегам, тем самым вторгаемся в их приватную зону, нарушая границы личности и нормы приличия. Принятие пищи всё же процесс интимный и не стоит акцентировать на нём внимание.

Информация была для меня новой, но прочитав доводы, я с ними согласилась. Всё действительно так и есть. Например, когда ем я, мне неприятно, когда на меня смотрят посторонние люди и начинают со мной разговаривать. Но эта привычка настолько распространена в нашем обществе, что и не пожелать кому-то приятного аппетита кажется неловким, в опасении, ко всеобщему заблуждению, прослыть невежливым человеком.

Говорить «Будь здоров» считается дурным тоном.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Когда человек чихает, больше всего на свете он хочет остаться незамеченным, даже если чихнул так, что стены содрогнулись. В этом случае нужно сделать вид, что вы ничего не слышали, не нужно делать акцент на данной реакции организма. А фразой «Будь здоров» вы только вводите человека в ещё большее смущение. Чихнувший же должен извиниться перед окружающими, таковы правила.

Не знала, что такое правило существует, но сама действительно очень неловко чувствую себя, когда чихаю при посторонних людях. Старюсь сделать это как можно тише и незаметнее, как раз-таки, чтобы все вокруг не начинали отдавать дань «приличиям» и «будьздоровкать», и радуюсь если это проходит без внимания. Так же и сама не люблю говорить «Будьте здоровы» и чувствую себя максимально неловко и глупо, когда человек рядом чихает при этом несколько раз подряд. Так что теперь со спокойной душой буду молчать)

При обращении к незнакомцу нежелательно говорить «девушка», «женщина», «мужчина» или «молодой человек»…

дабы не оскорблять чувств людей. Например, многие женщины обижаются, если их называют женщинами, как бы странно это не звучало). Поэтому лучше всего начинать разговор с фразы «Извините, пожалуйста».

Со мной летом произошла такая ситуация. До сих пор неприятный осадок. Мы с мужем стояли в очереди в больнице и одна уже пожилая дама, обращаясь к кому-то, громко воскликнула: «Я за той полной женщиной с молодым человеком». Сказать, что мне было неприятно, ничего не сказать. Т.е. мне 31, мужу 32, но я женщина, да ещё и полная, а он – молодой человек. Просто кошмар.

Я не знаю, при каком возрасте можно провести эту грань и обозначить девушку девушкой, женщину женщиной, а бабушку бабушкой, так же и с противоположным полом. Мне кажется, это внутреннее ощущение каждого человека и наше мнение со стороны может с ним разниться, поэтому я даже не зная этого правила этикета, всегда соблюдала его по наитию.

Оказывается, что наносить гель-лак на ногти тоже дурной тон.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Это правило многим из нас, девочки, точно не понравится: по этикету считается, что элегантная дама не может тратить на свою красоту много времени, всё должно быть легко и непринужденно: захотели снять лак -быстренько стёрли ацетоном и радуетесь, а гель-лак делает девушек заложницами маникюра и иногда вынуждает долго носить покрытие, уже потерявшее форму и неподходящее к случаю, мероприятию, наряду, чтобы дождаться свою очередь к мастеру.

Не знала, но логика в этом определенно есть. Однако, менять ничего не собираюсь) Делала и буду делать покрытие, т.к. для меня это более практичное решение.

Правила, касаемые сумок и телефонов.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Ох уж эти телефоны на столе, а то ещё и сумки!

Телефон не относится к предметам сервировки, он отвлекает и нас, и собеседника при беседе. Нужно помнить о невербальном проявлении уважения и телефон лучше убрать в сумку.

Если вам поступил звонок, когда вы говорите с кем-то, прежде, чем взять трубку необходимо извиниться.

В случае, когда вы не знаете, куда поставить сумку в кафе, надо понять, какая она. На пол можно поставить портфель или сумку большого размера, если у неё имеются ножки. В идеале, если Вам принесут специальную подставку. Сумку среднего размера можно убрать за спину, на место, где сидите. Клатч можно положить на колени, но ни в коем случае не на стол. Лучше не использовать для этого и соседние стулья, спинки стульев и подлокотники.

Об этих правилах я знала, но, честно, нарушаю, хотя всё же стараюсь следовать им. Телефон и клатч у меня нет-нет, да оказывается на столе, а сумку всегда кладу рядом с собой на диванчике или на соседнем стуле. Мне кажется в наших реалиях это адекватно.

Мужчине носить женские сумочки нельзя даже 5 минут нельзя — это не вопрос галантности, потому что это в первую очередь женский аксессуар, а не чемодан или пакет, с которым можно помочь даме.

Об этом знала давно и никому из своих бывших молодых людей и мужу не позволяла носить свою сумку, даже если предлагали, только подержать в случае необходимости.

Не снимать рюкзак в общественном транспорте – моветон.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Возьмите за правило: при входе в полный вагон метро или салон автобуса, снимать рюкзак и брать его за ручку. Так вы никому не причините дискомфорта и не испортите незнакомому человеку одежду замками или липучками на вашем рюкзаке.

Сама всегда соблюдаю, мне кажется это очевиднейшее из правил, и прихожу в состояние крайнего негодования, если со мной рядом кто-то так не делает.

Перегораживать тротуар.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Бывает, что мы останавливаемся посреди дороги, по необходимости или неосознанно - ответить кому-то на сообщение или встречаем знакомого. Не надо так. В этих ситуациях в первую очередь нужно отойти в сторону и убедиться, что вы никому не мешаете.

Всегда стараюсь соблюдать. Если на пути никого не было, и я остановилась, но увидела, что кто-то идёт навстречу – сразу посторонюсь. Вызывают негатив люди, которые преграждая дорогу ещё и начинают «качать права».

О чём поговорим?

При беседе с коллегами и посторонними людьми нужно избегать упоминаний о деньгах и роскоши. Особенно это касается разговоров про отпуск и путешествия — возможности и жизни у всех разные. При этом сами путешествия — это отличная тема для разговора. Вы можете кого-то вдохновить, поделиться полезной информацией, сами узнать что-то новое, но любых финансовых подтекстов стоит избегать: сколько звезд было в отеле, чем Вы питались, сколько стоили развлечения.

Признаюсь, часто грешу этим – рассказываю в подробностях о себе и могу прямо поинтересоваться «что по чём».

Жаловаться в беседах с коллегами и прочими неблизкими людьми тоже не стоит — это мало кому интересно, да и человек не знает, как ответить и чем вам помочь, а негативная тема накладывает тень на общее настроение. Тем более, если это услышит гость, клиент или партнер по бизнесу. В жалобах мало хорошего, они наводят на дурные мысли о Вас и Вашем деле.

Соглашусь, сама стараюсь не жаловаться лишний раз и не люблю, когда «ноют» другие особенно малознакомые мне люди.

Голосовые сообщения.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

День, когда в наших телефонах появилась функция отправки голосовых сообщений, разделил жизнь на «до» и «после». Многие стали злоупотреблять этой возможностью и изводить своих знакомых многоминутными аудио. Некоторые эксперты считают, что запись голоса вместо текста окончательно отняла у людей необходимость четко формулировать свои мысли и я с ними полностью согласна.

По правилам этикета, отправлять голосовые сообщения без разрешения собеседника нельзя. Это может быть крайне неудобно. Возможно, вашему собеседнику придется нарушить свой комфорт или отвлечься от задачи, чтобы прослушать сообщение. Например, взять наушники, либо он на работе или собрании. К тому же люди часто не соблюдают правила создания этих сообщений: могут что-то жевать во время записи, идти по ветреной улице или издавать прочие посторонние звуки (пить, смывать унитаз, мыть посуду и т.д.). Тогда человеку придется напрячь слух, чтобы разобрать, что вы говорите.

Даже если человек начинает голосовое со слов: «Извините, мне неудобно сейчас писать, поэтому я запишу вам аудио». Это бестактно, ведь человек думает только о своем удобстве.

Я пользуюсь аудио сообщениями и не всегда спрашиваю разрешение на их отправку, но никогда не обижаюсь, если их не прослушивают тут же, а ещё «перед» примерно предполагаю удобно ли будет человеку прослушать. Что-то важное и срочное всегда пишу.

Так же конечно, нельзя разговаривать по громкой связи в общественных местах и слушать голосовые сообщения на полную громкость — окружающим это будет неприятно и неинтересно. Это правило не нарушаю.

Не здороваться, входя в помещение.

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Если вы входите в любое помещение, неважно куда, нужно поздороваться. Высказать приветствие первым — правило хорошего тона. Тем более что приветствие сопровождаемое улыбкой скорее сделают из вас желанного гостя или клиента.

Входящий всегда приветствует уже присутствующих в комнате. Если в помещении при этом происходит собрание (доклад, урок, совещание), достаточно просто кивнуть головой, не прерывая говорящих.

В деловом этикете (в бизнес-сфере) мужчины и женщины равны, они партнеры, поэтому здесь работает система старшинства. Кто старше по должности, тот и главнее.

Если встречаются два руководителя, равных по должности, главнее тот, кто старше по возрасту. При приветствии устно всегда первым здоровается младший по статусу, при равном статусе — младший по возрасту. А вот протягивать руку для приветствия — это прерогатива старшего по должности. Можно подавать руку при приветствии, а можно — нет, это уже на усмотрение самого руководителя, как ему комфортно.

Данное правило считаю очевидным, всегда соблюдаю.

Задавать нетактичные и грубые вопросы

— «А почему ты еще не замужем?»; «А почему у вас нет детей?»; «Сколько ты зарабатываешь?»; «Сколько ты весишь?» — подобных бестактных вопросов ежедневно можно услышать множество. Бывает, что это просто искренний интерес, но подобный вопрос звучит грубо, может затронуть «больную» для человека тему и спровоцировать резкий ответ. Следует помнить о такте и не нарушать чужих личных границ.

Стараюсь следовать, но иногда, каюсь, нарушаю и мысленно ругаю себя.

Что самое интересное, задавая подобные вопросы, в голове человек уже имеет предположительный ответ и даже понимает, что честного объяснения он не услышит. Это простое проявление эгоизма и наплевательское отношение к чувствам собеседника. Если у него так, как есть, значит, он так хочет, либо на это есть весомые причины, о которых он, возможно, расскажет Вам сам при определенной степени близости.

Кто кому должен уступать место в транспорте?

Изображение взято из сети Интернет
Изображение взято из сети Интернет

Мужчина всегда должен уступать место женщине, неважно кто перед ним - девочка-подросток или старушка, он обязан уступить ей место.

Дети от 5-7 лет (в зависимости от ситуации) должны уступать места тем, кому они нужнее, в том числе своей маме или бабушке.

Все остальные люди должны уступать места тем, кому они действительно нужны – пожилым, беременным, больным и тем, кому стало плохо.

Как бы иногда ни хотелось посидеть самой уступаю места очевидно пожилым и людям, которым, на мой взгляд, стоять затруднительно, но если они отказываются – не настаиваю. Ещё освобождаю место, если просят. Например, сегодня утром в автобусе хотела сесть, но бойкая на вид бабулька лет семидесяти, сказала, что у неё болят ноги, и она не может больше стоять в переполненном транспорте – нехотя, но уступила место. Беременным лучше место тоже уступить в целях безопасности женщины и ребенка. В случае резкого торможения или аварии, она может удариться животом и потерять ребенка или даже свою жизнь, да и в целом, мы же не знаем, как она себя чувствует, может токсикоз или спина болит за-за нагрузки... Детям старше 5-7 лет тоже не уступаю, считаю, что они тоже вполне могут постоять.

На мой взгляд, я привела и разобрала самые основные и бытовые примеры правил хорошего тона. Какие ещё Вы можете добавить?

В завершении хочется напомнить, что этикет — это не только хорошие манеры, но и то, как выглядит то или иное действие со стороны, наша визитная карточка. Приятно жить в обществе культурных и тактичных людей, хочется, чтобы их было больше.

Спасибо, что уделили время и остаётесь со мной 🌺 ))) Заходите в гости ещё, а так же подписывайтесь на мой канал✅, буду каждому рада ) Отдельное спасибо тем, кто отметиться лайком и комментарием)

#личныйблог #осознанность #будни #девушки #жизнь #этикет #мовитон #правилахорошеготона

Этика
7343 интересуются