Найти тему

Магия искренности и задушевности песен в фильме Э.Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром!"

143 прочитали

Скриншот из фильма "Ирония судьбы или с легким паром!". Реж. Э. Рязанов. 1975 г.
Скриншот из фильма "Ирония судьбы или с легким паром!". Реж. Э. Рязанов. 1975 г.

Эта статья задумывалась как продолжение моей предыдущей статьи о кинофильме Э. Рязанова "Ирония судьбы или с лёгким паром!". Идея родилась после прочтения всех комментариев, удивительно, насколько этот фильм многим близок!

Фильм очень украшают песни, как сказал Эльдар Рязанов в своей книге "Неподведённые итоги" (1995 г.):

... для песен брались известные стихи крупных поэтов, которые, как мне казалось, не иллюстрировали содержание нашей новеллы, а освещали события иным, новым светом.

Получается, режиссер не хотел, чтобы песни буквально отражали происходящее на экране как это происходит в тех же мюзиклах. Главные герои, обращаясь к определенным стихам, одновременно затрагивают важные темы человеческого бытия и тогда то, что происходит на экране, кажется объемнее и интереснее. Тут уместен пример из живописи: жесткое прямое освещение делает предметы плоскими, и в то же время, мягкий рассеянный свет делает их же объемными и выразительными (между прочим, это одним из первых заметил Леонардо да Винчи, создав знаменитую обволакивающую технику "сфумато").

Лично я так трактую для себя слова Э. Рязанова.

И еще. Если вы умеете петь и играть на гитаре, вы же будете играть и петь те песни, которые лично вам кажутся близкими и понятными? Исходя из этого, для образа Нади и Жени Э. Рязановым были тщательно подобраны определенные стихи.

Начинается фильм с песни "Со мною вот что происходит" на стихи Е. Евтушенко. Этот стих как бы настраивает зрителя.

Евтушенко говорит о муках лирического героя, о его запутанных отношениях. Не в силах решить свою проблему самостоятельно, он взывает к тому, кто может придти и "нарушить разобщенность душ".

Не случайно эту песню поёт Женя, который, как мы помним, однажды просто сбежал от личных проблем в Ленинград, по сути, не решив их. Во второй раз он уедет в Ленинград случайно, и эта поездка тоже станет избавлением.

Песня на слова Б. Пастернака, которую Женя поёт Гале, не сколько о долгожданной встрече, сколько о надежде, которая связана с определенным человеком. Предвкушение, желание увидеть его "в чём-то белом без причуд".

А Надя выбирает для исполнения Ипполиту совсем непростую песню на стихи Беллы Ахмадулиной - одно из самых её драматичных стихотворений.

Главная тема - холодное и острое как циркуль внутреннее одиночество, которое переживает лирическая героиня.

Двадцатидвухлетней Ахмадулиной в конце 60-х было непросто: развод с Евтушенко, исключение из Литинститута из-за защиты опального Пастернака, невозможность быть услышанной многими и издавать стихи. Текст пронизан болью.

И все же странно, что именно эту песню Надя за новогодним столом поет Ипполиту, не так ли?

Впрочем, в "Иронии судьбы" есть место шуточным песням, которые разряжают обстановку, не все же время грустить.

Такой является песня "На Тихорецкую состав отправится" М. Львовского. Песня о легком отношении к жизни, когда не надо рефлексировать а, как говорится, "жить в моменте". Эту песню, судя по восторженной реакции подруг, Надя исполняла не раз. Но есть в ней все же строки, которые хорошо соответствуют эпизоду: "навру с три короба, пусть удивляются". Наде, как мы помним, в этой сцене пришлось как раз виртуозно прикрыть отсутствие Ипполита.

Женя тоже поет шуточную песню, которую называет "Арией московского гостя". На самом деле, это "Песня о собаке" поэта-шестидесятника Александра Аронова.

Шуточная песня "Если у вас нету тети" идеальна для Жени! Дважды в фильме он с легким раздражением говорит о появлении жены в доме, которая "будет мелькать перед глазами и ходить туда-сюда", и о том, что этого можно избежать, если жены не будет. Всё гениально просто.

Напомню, характеру Жени в принципе свойственно избегание серьезных отношений, даже в конце фильма, когда герой Мягкова уже вернулся домой, он снова привычно говорит маме о том, что гипотетическая жена будет мелькать перед глазами и нарушать покой их семьи. Собственно, вопрос "думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь" - это вопрос, который Женя задаëт в первую очередь себе.

В фильме есть эпизоды, когда Женя еще терзается из-за понимания, что Галя находится одна в московской квартире. Главные герои на пути к тому моменту, когда они проникнутся новыми чувствами. Именно тогда звучат знаменитые цветаевские стихи "Мне нравится что вы больны не мной".

Наверное, многие знают, что в этой песне Цветаева делится переживаниями о невозможности отношений между ней и будущем мужем ее сестры.

Маврикий и Анастасия были уже обручены, но между женихом сестры и Мариной вроде бы как появилась симпатия. Все осталось на уровне взглядов и разговоров, и Цветаева напишет стих, ставший одним из самых известных в ее творчестве.

В фильме звучит еще одна песня на стихи Марины Цветаевой. Это последняя песня Нади в фильме. Она отпускает ситуацию - и с Женей, и с Ипполитом.

Отдельно хочу сказать о чудесном исполнении Аллой Пугачевой, которое не появилось бы, если бы не чуткое руководство композитора фильма Микаэла Таривердиева. Для меня эта песня и песня "Мне нравится..." - словно два бриллианта: никогда больше я не слышала, чтобы Алла Пугачева так волшебно пела.

Еще одна душевная песня в фильме - знаменитая "Я спросил у ясеня..." В. Киршона.

Интересно, что эту песню Э. Рязанов долго хранил, чтобы использовать ее в каком-нибудь в фильме. И вот, в "Иронии судьбы" песня наконец прозвучала в исполнении С. Никитина. Женя поет ее, когда остается наедине с собой. Кажется, что он грустит о своей первой любви, потому как "сюжет" совпадает, но мы снова возвращаемся к словам Рязанова, по мнению которого песни "не иллюстрировали содержание новеллы, а освещали события иным, новым светом".

И, наконец, последняя композиция - "Баллада о прокуренном вагоне" А. Кочеткова. Об этом стихе я уже упоминала в предыдущей статье.

Если песня Евтушенко о чужеродности душ звучит в начале, то призыв - "с любимыми не расставайтесь!" уверенно звучит в конце. И это единственный стих, который Женя и Надя исполняют вместе.

Не знаю как у вас, а у меня попеременно читаемые строки производят неизгладимое впечатление даже спустя многократные просмотры.

Жена поэта Кочеткова вспоминала:

"Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи-Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни - подарок судьбы - переживать как сплошной праздник. Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал".

В этом письме были посланы стихи "Баллады..".

Интересно, что стих был опубликован только после смерти Кочеткова и после выхода фильма на экраны - в 1985 году. Благодаря фильму Рязанова он заслуженно получил всенародную известность и любовь.

Хочу закончить статью словами Э. Рязанова из книги "Неподведённые итоги" (1995 г.), после которых уже ничего не хочется добавлять от себя:

Мне кажется, что волшебные стихотворные строчки, насытившие ткань фильма, создали интимную атмосферу, своего рода «магию искренности и задушевности», которая, несомненно, проникла в зрительские сердца, задевая сокровенные струны души.

© Вероника Якушко, декабрь, 2023.

Предыдущая статья: