Этот фильм на Дзене разбирали десятки раз и довольно часто - в негативном ключе. Особенно "крепко" досталось Наде и Жене от психологов: оба "неправильные", да ещё с мамами живут. Кто-то подсчитал сколько денег было потрачено на билеты, кто-то скрупулезно перечислил все продукты в кадре, кто-то радовался "киноляпам"... Но фильм от этого не стал хуже и он по-прежнему в лидерах новогодних просмотров.
За что я люблю этот фильм?
В первую очередь, за атмосферу "советского нового года", есть такая ностальгия у "рожденных в СССР".
Мне не надоест рассматривать улицы, интерьеры, внешность людей. Нравятся сцены прогулки Нади по рассветному Ленинграду:
Нравится игра актеров, вплоть до крошечных эпизодов, нравится работа операторов, художников. Нравится музыка композитора М. Таривердиева, нравятся стихи, которые звучат в фильме, когда герои поют под гитару, и, особенно, "Баллада о прокуренном вагоне".
Нравится, в конце-концов, тихая атмосфера уютного новогоднего праздника, без того оголтелого ажиотажа, который есть в современных российских фильмах.
Так о чем на самом деле фильм "Ирония судьбы или с легким паром"? Только лишь о несуразном совпадении, которое происходит из-за феномена "типичности", который повлёк дальнейшие события, закончившиеся хэппи-эндом или о чём-то более важном?
Обратимся к некоторым сценам.
В самом начале мы видим как Женя и Галя готовятся к встрече Нового года. Я сразу обращаю внимание, насколько кажется странным и нелепым герой Мягкова рядом с Галей. Какой-то недотепа, впечатление человека "не в своей тарелке". Ему некомфортно от мысли, что Галя решила встречать праздник вдвоем, а "Катаняны обойдутся". Галя решительна и напориста, кажется, что Женя мямля и находится полностью под ее контролем. В данной сцене герой Мягкова у меня не вызывает симпатию, скорее даже отталкивает. И тем удивительнее будет потом, когда Лукашин откроется с совсем неожиданной стороны.
Мне очевидно то, что Галя и Женя не пара.
Обратимся к Наде.
А вот сцена, когда Ипполит высказывает Наде свое неудовольствие, после того, как Женя ушел из квартиры. Из этой сцены мы узнаем многое из их взаимоотношений:
- То, что он появился в твоем доме вполне соответствует твоему характеру.
- Почему?
- Ты безалаберная! Молчи, ты непутевая!
После этих слов Надя как-то тушуется, она даже не смеет возразить.
Какой-то флешбэк, нечто подобное наблюдается в фильме "Еще раз про любовь" между Электроном и Наташей.
Надя решает выйти из неприятной ситуации, переведя акцент. Она наигранно, как будто ни в чем не бывало, радуется подарку Ипполита, но чуткий зритель ощущает, что у этой пары определенно есть проблемы. Ипполит относится к Наде снисходительно, свысока, и позже обнаружится, что он вдобавок еще и ревнивец. Пока Надя не является его "собственностью" как жена, он сдерживает свой характер, однако "звоночки" того, что Ипполит будет мужем-тираном уже прозвенели.
Надя не безалаберная, не непутевая. Ипполит внушает это, потому что ему так легче ей управлять.
И вот - встреча с Женей.
Вначале он кажется ей отвратительным, отталкивающим (в нетрезвом виде), но что-то происходит потом. В какой-то момент Женя и Надя вдруг непринуждённо беседуют "на равных", им легко общаться.
В момент телефонного разговора с Галей Надя вдруг говорит:
Женя очень славный, он очень добрый!
Это слышит Ипполит и уходит.
Это слышит Женя и остается.
Красивая умная женщина, которая не пытается им руководить и проявляет искренний интерес, которая чувствует его доброту - вот основание для зарождающейся симпатии со стороны Жени. Он вдруг преображается: от того недотепы, которого мы видели в начале фильма не остается и следа.
Лукашин честно признается:
Я чувствую, что я становлюсь каким-то другим человеком, более смелым, решительным. Я чувствую, что я на все способен, какая-то сила дремала, а вот теперь пробуждается. Может быть, это от того, что мы с вами встретились?
Надя за несколько часов сделала то, что Галя не смогла (или не хотела) за какой-то более длительный период. Осознание, когда тебя принимают таким, какой ты есть и это является основанием для здоровых отношений - вот о чем для меня фильм Э. Рязанова. Этим фильм отличается от типичной "комедии положений".
Наде не надо оправдываться в мнимой безалаберности, Жене не надо подстраиваться под чьи-то требования. Она учитель, он - врач, относятся к одному поколению. Оба немного творческие люди - поют и играют на гитаре. У обоих - "мировые мамы" и хорошие друзья-подруги.
А главное, им просто хорошо вдвоем.
Новогодняя ночь заканчивается, вновь появляется Ипполит и говорит свой знаменитый монолог. Надя начинает колебаться, она привыкла подчиняться мнению Ипполита. А Ипполит уже пытается манипулировать ими обеими, внушая, что то, что между ними родилось - шаткое чувство. Эта фраза про то, что "легко разрушить, и трудно построить за одну ночь".
Надя, почувствовав привычное давление, произносит:
Ипполит где-то прав, мы немножко сошли с ума. Новогодняя ночь кончилась и все становится на свои места.
Женя говорит Наде о том, что потом они всю жизнь "не простят себе". Чего именно, он не произносит.
А знаете, так оказывается бывает. Мне рассказывали случаи о том, что человек отказывался от своего счастья и потом остаток жизни об этом горько жалел.
Отказываясь от своего счастья, Надя отчаянно произносит:
Ты, пожалуйста, вспоминай меня!
И эти горькие женские слезы понимания, что в ее жизни уже никогда не будет подобного.
Будет "вечно правый" Ипполит, под которого надо будет всегда подстраиваться, терпеть его ревность - не жизнь, а мука.
И вот тут особенно пронзительно звучат стихи Александра Кочеткова, знаменитые строки которого "с любимыми не расставайтесь".
Интересно, что этот стих биографический: жена поэта в последний момент уговорила его не садиться в поезд и тем самым спасла мужу жизнь - поезд потерпел крушение. Можно представить, под каким впечатлением рождались у автора строки "Баллады".
Как неожиданно пронзительно звучат строки стиха в новогоднем фильме!
И когда уже зритель смирился, что герои расстались навсегда, происходит долгожданное чудо - Надя, несмотря ни на что, едет в Москву.
Оковы обреченности спадают, перед нами личность, которая победила свои страхи и пошла, вернее, полетела навстречу своему счастью!
Фильм заканчивается на оптимистичной ноте, оба героя произносят вслух фразу о том, что если бы не нелепое стечение обстоятельств, они никогда не были бы счастливы.
На самом деле, если бы Женя не почувствовал в себе новые силы, а Надя не проявила смелость, счастье героев могло не случиться.
С любимыми не расставайтесь!
Спустя много лет появится "продолжение" фильма. Но я вообще не хочу рассматривать его в контексте фильма Эльдара Рязанова, потому как появление продолжения было прихотью одного известного человека, которому Рязанов долгое время отвечал отказом. Фильм вышел с другим режиссером, с моей точки зрения, получился крайне неудачным.
Вот так казалось бы, "типичная комедия" оказывается драматическим фильмом, где человек совершает почти героическое усилие, чтобы стать, наконец, счастливым.
Эта статья была написана в декабре, осталось совсем немного до праздника, поэтому хочу поздравить всех с наступающим Новым годом!
Будьте по-настоящему счастливы! ✨
© Вероника Якушко, 2023.
Продолжение: