Фольклорная легенда приписывает основание города легендарному казаку Харьку, в XVII веке который, конечно же не догадывался о своем украинском происхождении, так как такой нации не существовало в природе. Но по достоверным данным известно, что название города пошло от названия реки Харьков. Название реки упоминается в XVI веке в книге «Большого Чертежа» за сто лет до официальной даты основания города в 1654-м году. В Советской историографии сложилось совершенно ложная парадигма, в результате которой у людей в воображение рисуется Харьковская область в составе Малороссии 17-го века. Почему? Считается, что Харьков основан в 1654-м году – это год Переяславской Рады и, чисто ассоциативно, обыватель относит Харьков к той истории с присоединением Малороссии к России, думая, что территория Малороссии была схожа с границами УССР. следовательно Харьков – это тоже Украина. Но на самом деле Харьков основан на территории России и раньше официальной даты. Харьковские историки ломают копья вокруг нескольких дат 1630, 1651, 1653, 1654 или 1655 годы. Есть упоминание о том, что осадчий Иван Каркач с группой первых переселенцев прибыл на Харьковское городище в 1630-м году.
В 1644-м упоминается междуречье рек Харьков и Лопань и то, что эти земли принадлежат чугуевским служивым людям. В 1653 году приходит партия поселенцев, в 33 человека. Эта волна переселенцев бежала с Малороссии после поражения запорожцев под Берестечком в 1651 году. Любопытно, что на знамени Харьковского Казачьего, а затем и Драгунского полков всегда стояла дата «1651 год». В 1654 году пришло еще 587 мужчин-переселенцев из Надднепровья. Историки насчитывают 7 массовых переселений – в 1617, 1638, 1640, 1645-1647, 1650, 1659 и в 1675 гг.
Но советские историки возраст Харькова решили определить исключительно по письменному упоминанию в официальных источниках, по жалобе на разорение белгородских церковных угодий харьковскими черкасами в 1654 году и поимённой «Описи харьковским черкасам» 1655 года.
В Советский период застолбили 1654 год датой основания Харькова для того, чтобы прописать в сознании обывателя Харьков — это Украина! И вполне обоснованно передан Лениным УССР в 1922 году.
А если бы стояла дата 1647-й год, то, также, как и в случае с Белгородом всем было очевидно – Харьков – это русский город!
Важно понимать, что Слобожанщина с начала 16-го века – это не какое-то бесхозное, ничейное Дикое поле, а Россия – по всем юридическим документам, практически с момента создания Русского государства первым государем которого был Иван Третий Великий!
По оценкам историков 1640 по 1645 год, то есть в конце царствования Михаила Федоровича из-за Днепра переселилось от 8 до 10 тысяч человек. Они и основывали первые слободы по рекам Уды, Мжа, Мерла и Северский Донец, занимаясь охотой и рыболовством. Хлеб же они получали «от русских из-за Белгородской черты». История сохранила имя Кондратия Сулимы, который собрал новопоселенцев и пошел с ними на татар.
Очередная волна переселенцев случилась в первые годы царствования Алексея Михайловича, в 1645-1648 годах. Именно тогда по данным Срезневского переселилось «1247 семей и около 2000 слишком казаков». Среди них были и будущие дворянские роды харьковчан Квиток, Захаржевских, Шидловских и Кондратьевых. В эту переселенческую волну предположительно в 1647-м году в районе слияния двух рек Лопань и Харьков, на возвышенности (ныне Университетская горка), обосновалась большая группа беглых переселенцев из Заднепровья, (около полутора тысяч), которые построили в этом месте свои жилища и обнесли их частоколом – острогом. Этому новому поселению, официальные представители Московского государства дали название Харьков по древнему названию городища и реки. Строительство острога изначально велось по чертежу и под руководством чугуевского воеводы Григория Спешнева, но поселенцы выстроили острог по-своему малороссийскому «извычаю» — низкий и редкий.
В русских документах того времени переселенцев называли литовскими людьми или черкасами. Почему литовскими людьми? Потому что на момент объединения Литвы и Польши в 1569 году в результате Люблинской унии Левобережье и Киев принадлежали Великому Княжеству Литовскому. А название черкасы использовали, потому что большая часть переселенцев происходила из Черкасщины. Сначала в документах перестали использовать термин литовские люди, а к концу 17 века и термин черкасы. Для поселения на новой земле черкасам нужна была «прописка» в виде царской грамоты. Царские власти приветствовали приход православных братьев и делали всё для их закрепления в регионе. Выделялись поля, луга, семена, скот, деньги; вводились налоговые льготы. Водные и лесные ресурсы были общего пользования. Новоприбывшие должны были принять присягу на верность Государю и целовать Евангелие». Одним из первых исторически достоверных лиц, причастных к основанию города Харькова считается воин Селифонтов воевода Русского царства, первый глава Харьковского воеводства, основатель Харьковской крепости на месте харьковского городища. В 1655 году Воин Селифонтов был назначен особым воеводой над хорошевскими и харьковскими черкасами, с подчинением чугуевскому воеводе Осипу Сухотину. 28 марта 1656 года был издан официальный указ царя Алексея Михайловича чугуевскому воеводе Сухотину, который предписывал: Змиевских, мохначевских, печенежских, харьковских и хорошевских черкас ни в чём не ведать, так как в Чугуевском уезде велено быть для городового строенья, в Змиеве – Якову Хитрово, а в Харьковом – Воину Селифонтову. «А если ты … узнаешь о приходе воинских людей татар, то должен будешь ссылаться с Яковом Хитрово и Воином Селифонтовым, чтобы сообща эти новые города и живущих в них служилых черкас в плен и расхищение не выдать.» Фактически указом царя учреждалось отдельное Харьковское воеводство во главе с Воином Селифонтовым. По обычаю, новому воеводе был дан наказ, устанавливающий его круг обязанностей. Селифонтову была поручена организация строительства городской крепости по общему московскому типу, центрального укрепления. В течение 1656-1659 годов он руководил постройкой новой деревянной крепости на месте современной центральной части Харькова (Университетская горка). При осуществлении этого проекта Селифонтов испытал большие затруднения. Горожане, ранее 1654-го года устроили острог по чертежу чугуевского воеводы, но очень низкий и редкий, с наложенными сверху острожинами. Требовалась существенная перестройка острога. Селифонтов составил смету на постройку нового острога и челобитной царю спрашивал, как ему следовало поступить в виду изложенных обстоятельств? Алексей Михайлович велел отправить в Харьков к черкасам указ, где приказывал им «быть в послушании воеводе Селифонтову».
К 1659 году основная часть крепости в Харькове по московскому типу была возведена. Она считалась собственно городом и принадлежала казне. Внутри крепости основными строениями была деревянная Успенская церковь, приказная изба, государев двор, где располагались непосредственно апартаменты Воина Селифонтова, и пороховой погреб. В плане крепостные стены образовали четырёхугольник с 10-ю башнями, три из которых были проезжими. Длина двойных дубовых крепостных стен по периметру превышала 1000 м; Четыре башни были возведены по углам крепости и назывались «наугольными», с индивидуальными названиями: «Рождественская», «Протопоповская», «Никольская» или «Вестовая» (высотой 13,3 м, имела постоянный сторожевой пост для наблюдения за степью и вестовой колокол), «Деркачёвская». Три проездных башни: «Московская», «Чугуевская», «Лопанская». Была еще и «Тайницкая» башня. Из различных мест крепости к рекам Лопань и Харьков шли подземные ходы, предназначавшиеся для вылазок и пополнения запасов воды во время осады неприятелем. Крепость со всех сторон окружал ров. В 17 веке в Харькове появились первые улицы. Первоначально улицы являлись дорогами, которые лучеобразно расходились от крепости в разные стороны государства. Нынешние главные улицы города тогда назвали по направлениям Московская, Сумская, Белгородская, (Шевченко) Змиевская, (Гагарина) Полтавская. Слободы названы по именам основателей полковник Тимофей Клочко дал название улице Клочковской. По роду занятий жителей появились улицы Коцарская, Чеботарская, Кузнечная, Рымарская…
В 1724-м году в городе насчитывалась 61 улица с 1301-м двором. Харьков развивался под прикрытием чугуевской крепости. Татарские набеги разбивались о Чугуевскую крепость и до Харьковской крепости не доходили. И все же жителям Харькова пришлось однажды воспользоваться крепостью по назначению. «Взбунтовавшийся атаман Серко подошел к Харькову, схватил нескольких харьковцев, но его встретили выстрелами из крепостных орудий, и он должен был уйти обратно», — отмечает летописец.
Харьковчане остались верны русскому престолу дали бунтовщику достойный отпор. Число восставших было невелико, и бунт был подавлен местными силами. В 2017-м году в Харькове, который Сирко когда-то не смог взять штурмом, был установлен памятник. По замыслу памятник должен был подчеркнуть, что Сирко воевал с московщиной, но адепты «самостийности» плохо знают историю. Сирко перед царем раскаялся, совершил много подвигов и написал знаменитое письмо турецкому султану. В последней версии Сирко – сторонник общерусского единства и памятник ему символизирует именно этот вектор. И Господь Бог судит человека по его последней версии!
Книга "КЛЮЧИ К РУССКОМУ ХАРЬКОВУ" Сергея Моисеева,
председателя общественной организации "Русь Триединая",
Член Союза писателей России