21 декабря выйдет заключительная серия резонансного и самого обсуждаемого в последние дни сериала о подростках «Слово пацана». Его авторы пытаются разобраться в природе поведения подростков, которым предстояло взрослеть в перестроечный период страны, отсчитывающей последние годы своего существования.
Наш эксперт Екатерина Коровкина, подростковый психолог, (гуманистическое направление), постоянная ведущая Подросткового клуба Помогающего центра фонда «Здесь и сейчас», посмотрела сериал за один день. Через пару дней мы встретились, чтобы обсудить его. Но не его художественную ценность или противоречивое влияние на общественность, а то, что остается неизменным, вечным для всех поколений, политических правлений и различных состояний общества — неизбежное взросление ребёнка и его автономность.
В итоге у нас получилась интересная и очень длинная беседа, которую мы разделили на две части. Вот вопросы, в которых мы разбирались, вдохновившись «Словом пацана», в первой части:
Почему подросткам так важна группа.
Всем ли подросткам присуща открытая агрессия, тяга к жестокости.
Про оправданность насилия.
И наконец, про авторитеты, которые нужны подростку не меньше единомышленников.
Во второй части попытаемся понять:
Так ли важно, чтобы подросток прилежно учился и был послушным.
Как меняются детско-родительские отношения
И что со всем этим делать родителям.
Про группу
Подростку очень важно понять кто он и при этом быть с теми, кто как он.
В этом возрасте происходит основная сепарация от родителей. Он уже не может смотреть в них как в зеркало потому, что для него оно уже не отражает правду — оно перехваливает или акцентирует внимание на чем-то не важном для него.
Но вопрос «Кто я?» должен быть закрыт. Поэтому начинается поиск тех, с кем можно себя идентифицировать. Если я и мои друзья играем в футбол — Я футболист. Смотрим аниме — Я анимешник. Косплейщик. Дзюдоист. Музыкант. Пацан.
Это ход естественного развития. То, что заложено на уровне природы и чему, конечно, мы можем противостоять, но тяга к общению для подростков всегда находится на первом плане. Не важно как и где: оффлайн, онлайн, секция, двор или кружок юного техника, - они нуждаются в общении с подобными себе. Поэтому поиск единомышленников это абсолютно естественный процесс. Через «таких же как я» происходит понимание себя, обнаружение общих интересов, формирование новых ценностей, а главное запускается процесс сепарации от родителей. Поиск новой стаи.
Иногда родителям очень трудно принять происходящее, но когда происходят попытки остановить этот процесс, он заканчивается или феерическим бунтом или неторопливым «созреванием» дитя до 40 и больше лет.
Не стоит предотвращать этот естественный этап, но можно попробовать его возглавить. Помогите своему ребёнку найти подходящую группу, которая устроит его и будет приемлемой для вас. Он в любом случае будет искать самостоятельно. Скорей всего это будет сообщество вне класса потому, что ребёнок чаще всего его не выбирает и оказывается там по алфавиту или еще какому-нибудь, не зависящему от него, распределению. Он будет искать то, что покажется ему интересным и то, что он выбрал сам.
В чем будет заключаться помощь родителей — это обеспечение этого выбора. Вы можете привести подростка и на секцию фехтования, вышивания крестиком, R-n-Bтанцы или школу живописи, но обеспечьте ему право самому выбирать, где он захочет остаться.
Нельзя создавать выбор из под палки. Хорошо, когда родители предлагают варианты, но при этом оставляют за ребёнком ощущение того, что он взрослый, - он сам выбирает. Впрочем подросток всё равно будет выбирать сам даже, если вы этому будете сопротивляться.
Если ребенку предложит, например, секцию фехтования и она его зацепит, он будет ходить туда сам. На самом деле подростки идут не на "дело", а на компанию. Когда они видят классную для себя атмосферу, тогда возникает - хочу там остаться не потому, что так всю жизнь мечтал заниматься фехтованием, а потому, что компания классная.
(в следующем абзаце есть спойлер)
Не всегда выбор подростка будет соответствовать тому, что ему действительно нравится, - как у Андрея в сериале. Его держит музыка, но нет той социальной среды, которая могла бы удержать от ухода на улицу. Нет компании, нет авторитета педагогов. Его ругают мама, учителя, разные взрослые, но не поддерживают. И вот это непонимание перевесило сильную тягу к музыке, а ведь в начале сериала он самозабвенно играет на нарисованном, бумажном пианино.
Про агрессию
Иногда возникают опасения, что на выбор подростка может повлиять романтизация грубой силы. Агрессия как таковая есть в каждом человек вне зависимости от возраста. В 3-х летнем малыше её может быть не меньше, чем в 13-ем подростке. Но проявлять её они будут в том, случае, если это является нормой для их воспитания и окружения.
Если группа, в которой подросток общается, агрессия является нормой, то он будет стремиться ее проявлять и будет искать возможности для ее проявления. В «Слове пацана» агрессия — это язык на котором уличные группировки общаются между собой. Это язык силы - если ты сильнее, то ты прав. Это тот принцип, по которому они живут, и поэтому там нет возможности эту агрессию не выплескивать. Она там включена в большей степени, чем есть у человека.
Это сразу и влияние среды и тех ценностей, которые семья закладывает в ребёнка. Если дома привычная история, что один взрослый бьёт другого взрослого или бьют детей, то это научает его тому, что вообще-то так можно.
Если в семье всегда договаривались словами и искали какой-то компромисс, учитывая мнение других, то вероятность того, что ребёнок попадёт в банду и в группировку; будет идти по такому агрессивному пути, сильно снижается. Потому что он говорит: «Я могу и словами. Зачем мне этот физический риск. Зачем мне это нужно».
Про оправданность насилия
Это тот, минус сериала, который я отмечаю, как психолог, работающий с подростками — подчеркнутая правота насилия в первых сериях. Как зритель я понимаю, что это важный драматический эффект, который цепляет и втягивает в переживания за персонажей. Никому не нужен фильм, где все ровно, верно и гладко. Это неинтересно. Поэтому нужно взять какой-то острый контекст. И здесь мы видим, что насилие — это классно, это способ решения вопросов.
(в следующих трех абзацах есть спойлер)
Оно показано, как способ, например, правосудия или установления правосудия. Когда одна группировка идет и бьет другую группировку, это хорошо. Или когда Андрей пошел и избил парня в больнице, так, что тот оказался в реанимации. Он пошел и избил человека, который ночью спал не мог ему ответить. И это не считывается как плохой поступок, это считывается как восстановление справедливости и правосудия потому, что оно вершится руками очень привлекательного, вызывающего мгновенную симпатию персонажа.
Но насилие не может быть однолинейно привлекательным и оправданным. Дальше авторы сериала говорят об этом и о тех кривых проявлениях, которые этот язык силы несёт.
В том, как герои «Слова» себя ведут очень много животного. Жесткая иерархия, дедовщина, присущая стае, где все завязано на самого сильного, а значит главного самца. У него право устанавливать правила и спрашивать за них. При этом из этой иерархии исключены, девочки, взрослые, родители. Эти правила распространяются только на таких же, как и ты, парней-пацанов. Есть девчонки — это те, кого можно любить и нужно защищать. Отдельно Мама — это святое. У Мама украли шапку — покусились на святое, за это следует наказание и восстановление справедливости. Философия применяется только на таких же пацанов, как ты. Это даёт еще одно очко к привлекательности — избранность.
Проблема в том, что для многих родителей это тоже очень понятный и привычный язык — язык силы. Основной аргумент, который мне доводилось слышать «а иначе они не поймут», а значит нужно бить, чтобы донести свою точку зрения.
Есть другой способ и он работает - способ договариваться и обращаться за помощью. Но ребёнку очень сложно придти за ней ко взрослому, если он видит, что тот номинальный авторитет, что он не помогает и не решает. Например, есть только единичные случаи, когда подросток обращается за помощью к учителю из-за травли в классе.
Про авторитет
Разбираясь в потребности подростка найти группу сверстников единомышленников, нельзя выпускать из вида очень важный факт. Ему нужны не только сверстники, но и авторитетный, посторонний взрослый.
Надо сказать, что в небольших населенных пунктах, найти безопасную группу задача не из легких. Но есть выходы. Можно в складчину с другими родителями оплачивать работу какого-то специалиста, например, тренера по футболу. Для того, чтобы у ребят было пространство, где они будут больше про голы, а не про то, как пойти отжать у кого-нибудь телефон.
Важна фигура взрослого и это чужой взрослый не из семьи ребёнка, не бабушка, мама, папа. Некий взрослый человек из внешнего мира, который не знает, как славно этот подросток агукал и когда выпал его первый зубик, но которого он будет воспринимать как значимую фигуру.
На него подросток будет равняться как на ценностный авторитет. Отец не может быть такой фигурой. Безусловно, папа остается авторитетным лицом, но не фигурой такой значимости и это тоже часть сепарации.
Такой фигурой сейчас могут быть онлайн-блогеры. Они рассказывают свою позицию, и подросток говорит себе «я могу к этой позиции присоединиться». Раньше такими фигурами часто становились тренеры.
продолжение следует...