Найти тему
Книжный варвар 🏹

"Красный смех" Леонид Андреев

- Кто сказал, что нельзя убивать, жечь и грабить? Мы будем убивать, и грабить, и жечь.

🔴 Леонид Андреев для меня стал, пожалуй, главным литературным открытием этого года. После прочтения первых 20-30 страниц красного смеха, этот автор тотчас же ворвался в мою топ 10-ку любимых авторов, и я сразу же заказал на ВБ его второй сборник рассказов, и планирую заказать ещё.

Миллион людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

Красный смех - хоррор о войне, сюрреалистическая притча, где война предстает апогеем человеческого безумия. Война, как заразная болезнь, как эпидемия, расползающаяся по континенту и способная выходить за пределы военно-боевых действий. Апологетами этой чумы становятся сами участники войны, возвращаясь домой они, неизлечимо больные, распространяют эту болезнь на своих родственников, друзей и близких, и на всё общество в целом. Война это вирус, иррациональная мысль заражающая ум, разрывающая мозг, извращающая само восприятие реальности. Эта мысль, порождающая зловещею инверсию всего доброго и естественного.

Вы мне мозг разрываете вашими шрапнелями, мозг! Куда бы ни стреляли, мне все попадает в мозг.

Война по Андрееву это не острая фаза конфликта враждующих государств. Это прежде всего библейская притча, это всадник апокалипсиса. Он скачет по селам, городам и странам, и набирает в свою безумную армию всех тех, кто сошёл с ума

...этих храбрецов, рыцарей без страха

где,

... отечеством нашим я объявлю сумасшедший дом; врагами нашими и сумасшедшими – всех тех, кто еще не сошел с ума

и цель у них одна,

...и мы сдерем кожу с тех, кто слишком бел, кто слишком бел...

и верой их является, вера в трупы.

Что действительно меня поразило в его произведении, так это моментальный порог вхождения в текст и невероятно живая динамика повествования. После прочтения где-то половины предложения, ты не просто начинаешь погружаться, ты словно срываешься в красную бездну. И хоть содержание является пугающим и жутким, но форма в которую он это всё помещает. Вау! Феноменально интересно читать. Форма и время в сюжетах Андреева, как двигатель сюжета, как отдельный мистический персонаж, одушевленная субстанция, которая стоит за стеной. Ещё, что меня поразило, так это, то что я называю книгамонтажём. В процессе всего чтения меня не покидало чувство, что я смотрю какой-нибудь фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту (фильм "Выживший" с ДиКаприо). Удивительно, что этот эффект Леонид Андреев умудрился использовать в литературе ещё в  начале 20-ого века.

В общем, браво! 👏