Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: black metal | atmospheric black metal | pagan metal
Страна: Россия
Лейбл: Napalm Records
Дата выхода: 16 июня 2023
«Обреченные скитаться по кругу извечного Уробороса, переплетенного могучими звеньями цепей времени и смерти, через лживые уста пророка, ведомые к призрачному свету, увязшие в грязи религии, зализывая кровоточащие раны от осколков лжи, лишь через тьму познаем перерождение…»
(с) Аркона, «Изречение. Начало»
Отечественная команда Аркона вплотную приблизилась к тому уровню развития, что сулит полную творческую независимость. Здесь стоит оговориться, что и на ранних этапах ситуация была неизменной: Маша «Scream» Архипова, бессменная вокалистка и основной композитор группы, всегда писала лишь ту музыку, которая была важна именно для нее самой. Но человеческое мировоззрение склонно к переменам, равно как и творчество.
И если в своей первичной фолк-металлической ипостаси Аркона представляла собой явление более массовое, то начиная с 2014 г. картина стала неуклонно меняться. Звучание альбома «Явь» стало более прогрессивным и экстремальным, что пришлось по вкусу далеко не всем. И вот тут-то и возникает та самая грань между «доступным» творчеством и творчеством сугубо личным, можно сказать, интимным.
Последующий полноформат «Храм» (2018) демонстрировал принципиально новую Аркону – внушительную, мрачную, не признающую никаких рамок и бесконечно погруженную в себя. Ее фолковая составляющая была вынесена на далекую периферию, лирика все меньше возносила требы славянским богам и больше концентрировалась на личных переживаниях и рефлексии.
Можно предположить, что после выхода этого релиза Аркона растеряла многих старых поклонников, но и приобрела новых. В целом стилистические изменения мало повлияли на ее статус одной из самых (если не единственной) востребованных и часто гастролирующих за рубежом российских тяжелых команд. У себя же на родине группа заняла по сути пустующую нишу, в которой располагаются норвежцы Enslaved, ирландцы Primordial и финны Moonsorrow.
Следующего откровения пришлось ждать целых пять лет. И это еще одна особенность нынешней Арконы – напоминать о себе лишь тогда, когда есть что сказать. Немалую роль в создании нового материала сыграли малоприятные события глобального масштаба, начавшиеся с пандемии COVID-19 в 2020 г. и продолжающиеся и по сей день в виде кровопролитных военных действий и нестабильной политической обстановки. Как и любой творческий человек, Мария пропустила это через себя. Ее мысли и переживания постепенно складывались в определенные очертания того, что в дальнейшем приняло образ нового, уже девятого в совокупности альбома, получившего название «Кобь» (ст. слав. «колдовство», «волхование», «пророчество»).
В записи релиза принимал участие давно устоявшийся состав: сама Маша «Scream» – вокал, перкуссии, лирика, сонграйтинг, ее супруг Сергей Lazar – гитара, микс и мастеринг и Руслан «Князь» – бас-гитара. Партии ударных были записаны французом Кевином Паради (Benighted, Death Lab). Что касается фолковых духовых инструментов, которыми в группе заведует Владимир Решетников, то их роль сведена к минимуму: их можно услышать лишь в паре композиций. Почетным гостем альбома стал A. Thanatos (Thanatomass), сыгравший великолепное гитарное соло.
Оформлением релиза в очередной раз занималась творческая группа Rotten Fantom, чья умопомрачительная и в то же время прекрасная стилистика идеально вписывается в актуальный образ Арконы.
Произведение получилось не менее масштабным, чем «Храм», но при этом даже более мрачным, депрессивным и сложным. И это при том, что хронометраж «Коби» уложился в час, а полноценных композиций здесь всего шесть, и из них – ни одной, что тянула бы на более-менее «форматный» хит или боевик, которые еще можно было найти в предыдущем альбоме.
Развивая схожую эпико-прогрессивную стилистику, группа попутно подступила к границам практически чистого блэка с влиянием паган-метала. Слушатель, хорошо знакомый с дискографией группы, знает, что блэковые влияния присутствовали у Арконы с самого начала. Но сейчас они проявились наиболее четко, по сути это – остов или хребет для последовательных или добавленных в порядке, понятном только главному композитору, многообразных гитарных партий, многочисленных сбивок, яростных всплесков и монотонных созерцательных планов.
Также стоит отметить изобилие щемящих мелодий, в своей отрешенности близких к пост-року, акустических эпизодов, сумрачных клавишных и гипнотических холодных электронных эффектов, которые отчетливо прибавили в объеме. И все это венчают «многоликие» вокальные партии Марии, разнящиеся от характерного скрима и гроула до истошного шрайка, чистоголосых многослойных напевов, колдовских «заговоров» и бесстрастных декламаций. Также стоить выделить сэмплы из фильмов Константина Лопушанского «Письма мертвого человека» и «Посетитель музея» – данные картины также внесли свой вклад в тематику пластинки.
«Кобь» является концептуальной работой, лейтмотивом которого выступает неумолимый «сход человечества в бездну». Можно сказать, этот альбом стал освобождением от скопившегося душевного мрака, предчувствий, страхов и переживаний, навеянных суровой реальностью. Как и в прошлый раз, здесь присутствует «пролог» и «эпилог», само же повествование представляет своего рода отдельно взятый жизненный цикл.
По мере прослушивания перед нами предстают и будоражащие ритуальные панорамы древних капищ в лучших традициях блэк-метала начала 1990- гг. («Кобь»), пропитанные металлическим запахом крови и сыростью разрытых могил. Это и развернутые полотна-лабиринты («Йди»), созданные из угрюмых аккордов, первобытной ярости и отрывков скандинавского фолк-метала, а в целом же представляющие собой древний ритуал погребения покойного, от которого мороз идет по коже.
Присутствуют здесь и отрешенные созерцательные эпизоды («Угасая»), поднимающие проблему экологии в планетарном масштабе: отдаваясь в сознании пульсом ритм-секции и колебанием струн, что прерываются эмоциональными возгласами-взываниями, они открывают истинную картину:
«…На разукрашенной могиле
Мы строим замки из камней.
Но все окажемся отныне
Лишь погребенными в ней».
Тема смертельной эпидемии звучит подобно мрачной языческой тризне («Мор»): ее силуэт соткан из сотен человеческих костей и облачен в длинные развевающиеся лохмотья тлена, оставляющие за собой отчаяние и безысходность.
Не менее реалистичными, зловещими, но и торжественными предстают страхи перед угрозой ядерной войны («На закате багрового солнца»), что вползают в сознание холодными прикосновениями:
«Проклят тот, кто вырыл для нас сотни тысяч могил,
Проклят тот, кто дом мой испепелил.
Зарево в глазах моих,
Уставших, но живых.
Кричим во тьму за горизонт,
Пронзая болью небосвод»
Собственно эти апокалиптические ландшафты и венчают сие творение, примешивая в общую палитру немного неоклассики, смешанной со шквалистой яростью и отчаянием («Разрывая плоть от безысходности бытия…»). Завораживая слушателя гипнотическими напевами и пронизывающими мелодиями, пьеса заставляют его пройти через настоящий катарсис после свершившейся катастрофы…
Помимо своего внушительного содержимого «Кобь» подбрасывает определенную пищу для ума. В лирике ее можно разглядеть не только параллели между глубокой древностью и современными реалиями, но и прийти к осознанию ничтожности рода людского как биологического вида перед Вечностью и Вселенной – философские темы, которые способны напугать своей воистину лавкрафтианской масштабностью.
Станет ли человечество причиной собственной гибели? Заложено ли это в нашей ДНК или же это – неизбежное свойство эволюции? Ждет ли нас перерождение после смерти или только беспросветное небытие? От этих размышлений можно сбежать на время, затеряться в повседневной рутине, но маятник времени уже не остановить.
«Кобь» не предназначена для широкой аудитории. Этот релиз может показаться слишком бессистемным, местами перенасыщенным, хаотичным, каждый раз немного иным. Т. е. именно таким, каким его пожелал видеть композитор. Слушателю в данном случае придется принять его целиком… или же не принимать вовсе. В данном случае действует правило блэк-метала – кто сказал, что он должен быть удобоваримым и привлекательным?
Так же как и его предшественник, «Кобь» будет представлять интерес в первую очередь для тех, кто ищет нестандартных музыкальных решений, нарушающих устоявшуюся гармонию мироздания. Желающие проникнуться эстетикой этого произведения должны приложить определенные усилия, ведь никто не обещает, что это будет легкой прогулкой по прибрежному песку. Скорее, это сродни опасному балансированию над бездной, заглянуть в которую отважится не каждый.
«Лишь через тьму истину познавши, прозреем мы в логове Мирового Хаоса… Лишь через гибель свою придем к очищению…»
(с) Аркона, «Изречение. Исход»