Культура, принятая в обществе, всегда задает тенденцию развития в разных сферах жизни. Система образования также базируется на тех потребностях, которые возникают в обществе. Трудовое воспитание – важная составляющая формирования личности ученика. Оно помогает развить ответственность, трудолюбие, самоорганизацию и другие навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
История возникновения в России
В дореволюционной России существовали так называемые ремесленные классы. Открытие их было обусловлено требованиями различных местных сообществ, земств, заинтересованных в развитии кустарной и ремесленной промышленности. Ремесла, которым обучали, были различные: столярные, сапожные, слесарные, портняжные, ткацкие, переплетные и др. Преподавал эти дисциплины мастер-ремесленник, не имеющий педагогического образования. Сторонники данного введения рассматривали новый предмет как попытку профессионализации школы. Но были и несогласные с такой системой. Противники заявляли, что занятия ручным трудом не обеспечивают достаточных знаний, умений и навыков для будущей практической деятельности. Проблемой также была необходимость существенных материальных затрат и нехватка квалифицированных преподавателей.
Понятие трудового воспитания начинается с термина «ручной труд». В России он был впервые употреблен официально в документе «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» в 1884 году. Российская промышленность могла не выдержать конкуренцию с европейской из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Поэтому министр финансов И. А. Вышнеградский стал инициатором проекта разработки и введения ручного труда в общеобразовательные школы. В первую очередь это имело педагогическое и воспитательное значение.
На I съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в 1889-1890 гг. К. Ю. Цируль (российский педагог, деятель в области трудового обучения) предложил обозначить практические занятия в школьных мастерских, состоящие в обработке дерева, металла, картона и других материалов – «ручной труд».
Министр финансов был убежден: именно учитель народной школы сможет развить необходимые качества для высокого показателя ручного труда, которое в то время начало активно развиваться. Постепенно, сначала в начальные школы, а затем и в средние, вводился новый предмет. В 1884 году был торжественно открыт первый в России класс педагогического ручного труда.
В. И. Ленин практически напрямую связывал воспитание нового поколения трудящихся с перспективами социалистического государства: «Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания».
Н. К. Крупская обозначила ориентиры, на которых должны базироваться трудовое обучение и воспитание в советской школе: «Центром изучения в школе должна быть трудовая деятельность…».
Государственный учёный совет (ГУС) в 1923-1925 годах утвердил первые учебные планы, которые включали раздел «Труд» – наиболее практичный и значимый с точки зрения воспитания. Обучающие первой ступени получали знания о сельскохозяйственных работах наряду с акцентами на тяжесть такого труда до революции 1917 году – подчеркивала значимость наступивших преобразований. Нетрудно догадаться, что в этот период подобные программы носили ярко выраженный политизированный характер.
Общественно полезный труд выдвигался на первый план в задачах политехнического воспитания, которое утвердил ГУС. Но данные программы не учитывали новые условия – переход от индустриального к коллективному хозяйству в деревне.
Программы были скорректированы: школьникам предлагалась ознакомиться с колхозным строительством и теоретическим обоснованием коллективизации. На первое место в таком воспитательном процессе выходили политические моменты. Обследование школ в 1928 году показало, что трудовое воспитание в школьной практике прошло несколько этапов – от самообслуживания крайне тяжёлых работ до «примитивных мастерских».
Суть
Основная цель трудового воспитания – это подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности, развитие способностей и формирование трудолюбия. В рамках этого направления ученики знакомятся с различными видами труда, проводят практические занятия, участвуют в проектах и работах с использованием реальных инструментов и материалов.
Трудовое воспитание включает в себя такие компоненты, как:
- Трудовое обучение – это учебный процесс, направленный на овладение основными навыками и умениями труда. В рамках этого раздела обучения ученики знакомятся с правилами безопасности, учатся работать с ручными инструментами, пользуются техниками и технологиями работы.
- Самостоятельный труд – это осуществление учащимися простейших работ в классе, в школьном саду или на специальных площадках. Это может быть уборка помещений, организация мероприятий, уход за растениями и животными.
- Проектная деятельность – это работа над конкретным проектом, часто связанная с решением какой-то реальной проблемы или созданием полезного продукта. Здесь ученики могут использовать свои творческие способности, пробовать новые технологии и применять полученные знания. (Например, проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы).
- Предпрофессиональная ориентация – это знакомство учащихся с различными профессиями, выбором своего будущего пути, формирование представлений о профессиональных качествах и навыках. (Например, в 2015 году в Москве стартовал проект предпрофессионального обучения; В 2021 году появились направления обучения: предпринимательские и медиаклассы)
История возникновения в Европе
История возникновения трудового воспитания в Европе начинается в средние века, когда ремесленнические корпорации начали разрабатывать систему ученичества для передачи своих знаний и навыков следующему поколению. Ремесленники брали под свое крыло молодых людей, которые желали освоить определенное дело. Ученики жили и работали у мастера, получали образование и опыт, после чего могли стать самостоятельными ремесленниками.
В конце XVIII - начале XIX веков начало промышленной революции привело к резкому увеличению численности рабочих. В связи с этим возникла необходимость систематического обучения и воспитания рабочих для удовлетворения потребностей быстро развивающегося производства.
Великобритания стала одной из первых стран, где была проведена систематическая работа по организации трудового воспитания. Так, в 1833 году был принят закон о трудовом воспитании несовершеннолетних рабочих, который обязывал работодателей обеспечить обучение и воспитание детей, находящихся на их подопечных.
В других европейских странах также началась систематическая работа по внедрению трудового воспитания. В Германии работы по этому направлению проводились в основном фондами социального обеспечения и благотворительными организациями. В России первые шаги в этом направлении были сделаны в середине XIX века при содействии главного социального фонда.
В начале XX века большинство европейских стран приняло законы о трудовом воспитании. В период между двумя мировыми войнами активно развивались профессиональные школы и училища, которые готовили рабочую молодежь к работе в различных отраслях промышленности.
В конце XIX - начале XX века в странах Европы активно развивалась научно-педагогическая миссия, которая фокусировалась на формировании ценностной ориентации личности и духовном развитии молодых людей. Были созданы специальные учебные заведения, где осуществлялось трудовое воспитание с учетом этих принципов. Практика и знание стало одним из основных средств формирования молодого поколения.
Трудовое воспитание в школах Америки сегодня
В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные дневные центры ухода за ребенком – Dау Саrе Center. Первое обучение ребенка происходит в возрасте 5 лет, когда он поступает в подготовительный класс.
В Соединенных Штатах трудовое воспитание в школах имеет свои особенности, поскольку осуществляется в основном через интегрированные курсы. Например, в качестве выпускного проекта обучающиеся могут выбрать создание собственного фильма, планирование бизнеса и др.
Одним из основных элементов трудового воспитания в американских школах является программы практики и стажировки. Ученики начальных и средних школ могут получать опыт работы в реальных профессиях, принимая участие в обучающих программах или устраиваясь на временную работу. Одной из них является программа «Образование для карьеры», предложенная в 1971 году С. Марландом. Она предполагала укрепление связи школы с вузами и колледжами, сферами обслуживания и бизнеса. Учащиеся 7–8-х классов по два часа в день проводят на производстве, где они осваивают различные профессии (автомеханик, косметолог и др.) Это позволяет им лучше понять, как работает определенная индустрия, развивает практические навыки и помогает принимать осознанные решения о своей будущей карьере.
Также в американских школах проводятся различные программы и конкурсы по предпринимательству. Учащиеся могут создавать свои собственные проекты, бизнес-планы и презентации, развивая навыки руководства, коммуникации и творческого мышления.
В рамках трудового воспитания в американских школах также акцентируется внимание на развитии профессиональных навыков и подготовке к карьере. Это включает в себя обучение навыкам резюме и собеседования, основам бизнес-этикета, коммуникативным навыкам и умению работать в команде.
Большое значение в американских школах уделяется также развитию навыков самостоятельности и ответственности. Ученики учатся планировать свое время, управлять своими личными финансами и принимать решения, связанные с их образованием и карьерой.
Трудовое воспитание в школах Китая сегодня
Трудовое воспитание в школах Китая является основным содержанием нравственного воспитания. На заре основания Китайской Народной Республики политика в области образования, за которую выступал Мао Цзедун, заключалась в том, чтобы «дать возможность образованным людям развиваться в области нравственного, интеллектуального и физического воспитания».
Центральный комитет КПК и Государственный совет в марте 2020 года опубликовали документ «Заключения по всестороннему укреплению трудового воспитания в университетах, средних и начальных школах в Новую эру» – что становится фундаментом для обучения трудовым навыкам. Учебная программа начальных и средних школ будет включать приготовление пищи, уборку помещений и выращивание овощей. В соответствии с этими стандартами уроки труда задействуют повседневный труд, производительный и служебный труд.
Основной целью трудового воспитания в китайских школах является формирование у учеников позитивного отношения к труду, развитие их служебных качеств, таких как дисциплина, трудолюбие, и усердие. Также оно способствует развитию коллективного сознания, сотрудничеству и коммуникации между учениками.
Одна из уникальных особенностей трудового воспитания заключается в том, что ученики вместе с учителями и волонтерами могут участвовать в рабочих днях и заниматься агрокультурной деятельностью в сельских районах. Такие проекты не только помогают выпускникам получить конкретные профессиональные навыки, но и развивают их лидерство и ответственность.
Так например, школа Синху в новом районе Лянцзян города Чунцин на крыше учебных зданий площадью более 6000 кв.м. организовала плантации, посадив более 10 000 подсолнухов. Ученики сами пропалывали, поливали и собирали урожай. В районе Цинтан города Гуйган Гуанси-Чжуанского автономного района «у каждой школы есть база насаждений, у каждого класса есть свой участок земли». Внешкольные консультанты по трудовому воспитанию, такие как специалисты по сельскому хозяйству и техники, мастера по посадке и т. д., очень популярны среди учащихся.
Трудовое воспитание в школах Англии сегодня
Р. Оуэн внёс большой вклад в теорию и практику народного просвещения Великобритании. В Нью-Ланарке в 1816 году им был открыт воспитательно-образовательный комплекс «Институт формирования характера». Его воспитательная система преследовала главную цель – раннее развитие духа общественности, создание нового типа людей. Идеал – воспитание граждан, приносящих «пользу для общества».
Частные публичные школы – Public Schools готовили «высшую элиту страны», которая поведет за собой людей в трудные времена. Учебные заведения используют эффективную форму гражданского воспитания: используют деловые и ролевые игры, имитирующие различные государственные и общественные деятельности. Например, дебаты и заседание парламента.
Отдельную роль в воспитании подрастающего поколения сыграли ученические организации: скаутские отряды и школьные кооперативы.
Первая такая организация была образована в 1907 году и развивала у детей смелость, инициативу решительность, также воспитывались гражданские качества.
В Англии трудовое воспитание в школах представлено различными программами и инициативами, направленными на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности и формированию трудовых навыков.
Кроме того, в рамках учебного плана школ в Англии проводятся специальные уроки и семинары по ориентации в профессиональной сфере, например, «курсы карьерного развития». На этих занятиях учащиеся изучают такие навыки, как составление резюме, проведение собеседований, поиск работы и другие ключевые аспекты, связанные с трудоустройством.
Также важной частью трудового воспитания в школах Англии являются программы стажировок и практик, которые позволяют учащимся получить практический опыт работы и ознакомиться с различными профессиями. Школы сотрудничают с местными предприятиями и организациями, чтобы предоставить учащимся возможность провести некоторое время на практике в реальной рабочей среде.
Трудовое воспитание в школах Германии сегодня
И. Г. Г. Хойзингер считал, что инстинкт деятельности является одним из самых сильных у детей. В связи с чем работал над задачами развития у них практических умений посредством ручного труда.
Г. Кершенштейнер (теоретик и практик гражданского воспитания) возглавил направление трудовой школы, которая ставила перед собой задачу – дать «отдельному индивидууму воспитание, благодаря которому он будет в состоянии по меньшей мере понять в общих чер тах самые задачи государства и может и пожелает занять сообразно с ним подобающее ему по его способностям и силам место в государственном организме».
Трудовое воспитание в школах Германии является важной частью образовательной системы и направлено на развитие профессиональных навыков и ориентацию учеников на будущую карьеру.
Одной из основных целей трудового воспитания является подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности. Это достигается через различные формы обучения, включая практическую работу, проекты, предпрофессиональные программы и сотрудничество со специалистами в различных отраслях. Школы также обязаны организовывать профориентационные мероприятия, чтобы помочь ученикам определиться с выбором.
Отличным примером может послужить День игрового собеседования (Mock Interview Day). Это обязательное мероприятие, проходящее в конце июня для всех учеников предвыпускного, двенадцатого класса (в Германии британская 13-летняя система обучения). Цель подобного мероприятия получить опыт процесса трудоустройства, поскольку ученики проходят все этапы реального собеседования: начиная от выбора реальной вакансии и составления резюме, заканчивая выбором дресс-кода, подходящей для устройства на выбранную должность.
В германских школах имеются специальные учебные планы и программы, направленные на развитие навыков, необходимых для определенных профессий, таких как маляр, сварщик, электрик и т. д. Эти программы предоставляют возможность учащимся получить опыт работы в соответствующей отрасли.
Трудовое воспитание также включает обучение по предметам, связанным с экономикой, бизнесом и предпринимательством. Ученикам предлагается изучать основы финансов, маркетинга, бухгалтерии и управления ресурсами. Это помогает формировать понимание экономических процессов и развитие предпринимательских навыков.
В политехнических школах Германии, которые специализируются на техническом и профессиональном образовании, трудовое воспитание играет особую роль. Учащиеся получают практическую подготовку в рамках своего учебного плана, включая стажировки в компаниях и мастерских.
Трудовое воспитание в школах Африки сегодня
На территории Африки находятся 54 страны и только одна из них входит в большую двадцатку – ЮАР. Но несмотря на это, даже в ЮАР сильнейшее расслоение общества, высокий уровень безработицы и уровень преступности. Конечно же, все это сказывается на том, как учатся дети.
По классической системе на начальной стадии обучения уроки длятся по 30 минут, в расписании их примерно 7. После чего дети отправляются на дополнительные занятия: большое внимание уделяется спортивным секциям и вокалу. Более серьезная подготовка начинается уже в средней младшей школе, а в старшей средней детей завершают готовить к будущему профессиональному обучению.
По статистике на каждого преподавателя в ЮАР приходится 32 ученика, в то время как в ЧАД или Малави их будет уже около 70.
Трудовое воспитание в школах Африки играет важную роль в подготовке детей к будущей трудовой деятельности и развитию экономики страны. Во многих африканских странах сельское хозяйство является основной отраслью экономики, и поэтому дети должны быть подготовлены к работе на фермах и полях.
В школах предоставляется возможность для детей ознакомиться с различными типами сельскохозяйственной работы, такими как посев, полив, уборка урожая и животноводство. Они также учатся использованию специальной техники и инструментов.
Кроме сельского хозяйства, в школах Африки дети также могут получить навыки и знания в других отраслях, таких как ремесла, производство товаров и услуги. Это помогает разнообразить трудовую деятельность и дает возможность ребятам выбрать профессию, которая соответствует их интересам и навыкам.
Трудовое воспитание также создает условия для развития предпринимательских навыков и повышения экономического самообеспечения. Дети учатся планированию и организации своей работы, управлению финансами и ведению бизнеса.
Одной из основных целей трудового воспитания в школах Африки является формирование у детей ценности и уважения к труду. Работа считается неотъемлемой частью жизни, и дети учатся трудиться с усердием и ответственностью.
Трудовое воспитание в школах Москвы сегодня
С 1 сентября 2023 году в школы Москвы планируется возвращение трудового воспитания. В программу будут входить такие дисциплины, как участие обучающихся в экологических акциях по сбору макулатуры, пластика, высадки деревьев на пришкольной территории, организация выставок декоративно-прикладного искусства. С полным перечнем предлагаю ознакомиться на примере плана работы по трудового воспитанию обучающихся ГБОУ Школа №1231 на 2023-2024 год.
Депутаты Госдумы считают, что это поможет современным детям развить бытовые навыки, которые им пригодятся в жизни.
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что в задачи программы входит ознакомление школьников с различными профессиями, выявление их интересов и способностей, формирование трудовых умений и навыков.
Как к этому относятся современные дети и на что лучше делать упор в продвижении трудового воспитания в школах, мы поинтересовались у педагога-психолога года Москвы 2022 Ольги Антоновой:
Готовность детей вовлекаться в трудовое воспитание начинается ещё с дошкольного уровня.
Когда я училась в школе, у нас были трудовые десанты: мы выходили во двор с лопатами чистили снег. И мы это делали непрекословно. Никогда не возникало вопроса: а почему должны, зачем? Просто делали, потому что это нужно было. И нужно, в первую очередь, нам самим, чтобы было приятно идти по территории школы. Я воспитывалась в сельской школе на Урале, поэтому трудовое воспитание мне было близко. У нас были трудовые лагеря, или лагеря труда и отдыха они назывались. Школа помогала завхозу, например, в ремонте. Были организованы даже поездки, которые очень объединяли нас, благодаря трудовой деятельности. И казалось, что мы не нуждались даже в свободном времяпровождении, которое могло, в свою очередь, повлечь какие-то подростковые хулиганства. Сейчас я понимаю, что это давало правильное направление молодежи.
В настоящее время идет тенденция чрезмерного ограждения детей от излишнего труда. Современные родители не готовы принимать то, что их ребенок будет задействован в какой-то трудовой деятельности в школе. Вспоминается случай, когда летом, в период между школьными экзаменами, я выходила помогать учителю биологии работать на клумбах по собственной инициативе. В этот момент из школы как раз выходили ребята после консультации, которые задали мне вопрос: "Ольга Тарасовна, а что, Вас тоже наказали?". Парадоксально, что дети в наше время воспринимают труд, как наказание. А наказывать трудом нельзя.
Конечно, если рассматривать западную систему трудового воспитания в школах, то на их примере можно увидеть, что очень важно отдавать предпочтение не только ручному труду, но и коммуникационным навыкам. Главное это разумно сочетать. У нас сейчас тоже можно наблюдать подобные местные инициативы. В этом году среди участников педагогов-психологов года Москвы была выдвинута схожая идея.
Я считаю, что в первую очередь нужно познакомить с нововведением родителей. Ведь они закладывают фундамент отношения детей к труду. Именно они должны дать старт навыкам самообслуживания. Чтобы дети, будучи ещё малыша, привыкали к тому, что нужно за собой убирать и помогать поддерживать порядок. Впоследствии общественно полезный труд станет для них нормой.
Я думаю, что трудовое воспитание в школах в настоящее время имеет большие перспективы. Нужно начинать с малого, чтобы достичь великого.
Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью формировании личности. Введение его повсеместно поможет детям ещё на раннем этапе развития осознать важность и полезность общественного труда. Сформирует у них навыки, которые необходимы для существования в обществе. А значит мир начнет меняться к лучшему.