91,1K подписчиков

Как по человеческой глупости мы теряем самое главное. Батюшка поведал поучительную историю

2,1K прочитали
Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.

Все, конечно, мы знаем памятник защитникам города, который находится в начале Московского проспекта, на въезде в город, когда едешь со стороны аэропорта. Этот памятник принадлежит замечательному скульптору Михаилу Аникушину, шедевры которого это, конечно, Пушкин и Чехов у МХАТа московского.

Когда Михаилу Аникушину сказали сделать этот памятник, это были 1960-е годы, то он – а это очень талантливый скульптор – он очень много думал над тем, как бы сделать памятник необычный, нестандартный, такой памятник, чтобы он просто бил прям в самое сердце человека, чтобы памятник очень сильно воздействовал на душу.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-2

И он придумал вот какой памятник, создал вот какой проект: стелы, как и сейчас стоят. И изможденные ленинградцы, которые в состоянии блокады, блокадные ленинградцы, мужчины, женщины, дети истощенные, изможденные, с бидончиками, которые держатся друг за друга на полусогнутых ногах от слабости, они все идут в одном направлении, со всех сторон они идут в одном направлении, а впереди стоит прекрасный, золотой, юный мальчик, который символизирует победу.

И вот они, эти черные, бронзовые люди, изможденные, умирающие, они идут по направлению к этому золотому мальчику к победе. Они верят, что победа будет, они зрят, что победа уже разгорится как заряд.

И это был бы очень сильный памятник и необычный, который бы показывал, что вот люди верили, даже в самые суровые периоды верили, и этот золотой мальчик — это вообще ребенок, победа, а ребенок это самое прекрасное, что у нас есть в мире. И все это должно было, наверное, производить огромное впечатление на людей.

Но когда он представил проект, то конечно наши чиновники стали говорить:

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-3

И получился бессмысленный памятник: толпа людей, которая бредет к выходу из города, в непонятном направлении идет из города. Памятник абсолютно невразумительный. Хотя мы, конечно, к нему привыкли, этих всех вещей не замечаем.

Но вот это хороший пример к тому, как прекрасная идея, попадающая в руки глупых людей, как эта идея портится.

Я вспоминаю этот случай, когда читаю Евангелие там, где Христос обличает фарисеев за соблюдение их субботы. Мне кажется, это в каком-то смысле история с этим памятником, она напоминает вот эту всю ситуацию с евреями, которым Бог дал заповедь о субботе, прекрасную, великолепную заповедь о субботе – почитай день субботний.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-4

Зачем нужно было чтить день субботний?

Благодаря этому человек бы не забывал о Боге. Посмотрите, как хорошо такое напоминание постоянное. Человек ведь живет в таком очень часто ритме сумбурном, у нас много всяких дел, а если еще, не дай Бог, какие-то проблемы, какие-то скорби, можно про Бога забыть. Ну вот светские люди бывает про Бога забывают.

А тут, можно сказать, Бог включен в ритм твоей жизни. Тут даже если вдруг в какой-то день Бога забудешь, суббота тебе напоминает о Боге. Ты должен ради Господа все оставить, все свои дела, чтобы прославить Господа. А потом, конечно, ты можешь какие-то дела, которые тебе необходимо сделать, ты можешь их сделать.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-5

То есть Господь сказал людям древним:

«Вот я творил мир шесть дней, на седьмой день я упокоился», -

то есть отдыхаю от своих дел. –

«И вы так же делайте, чтобы всегда вы обо мне помнили, чтобы это было вечным напоминанием вам обо мне, о Господе, о Всевышнем, я даю вам заповедь о субботе.
Шесть дней трудитесь, но даже если эта круговерть суеты вашей вас полностью захватит, и вы забудете уже обо мне – ничего, наступит субботний день, когда все вы волей или неволей вспомните о Господе, наполните этот день молитвой, радостью, общением.
То есть посмотрите, ветхозаветная заповедь о субботе – это действительно замечательная, глубокая и мудрая заповедь, чтобы человек из хаоса своей жизни немножко приподнялся и вспомнил о Господе, посвятил какую-то часть маленькую своей жизни Господу.
Но во что превратили ее иудеи во времена Христа? Это же полный абсурд. Я представляю, когда мы читаем эти все курьезные истории о том, как евреи пытались соблюсти субботу, чтобы не согрешить, какие они придумали казуистические способы избежать соблюдения субботы, например, если надо куда-то ехать, то это, конечно, становится очень смешным.

Христос говорит:

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-6

Это правда. Мы можем с вами узнать, что евреи очень строго соблюдали субботу, но абсолютно не строго соблюдали нравственные предписания Божьи.

В субботу нельзя было что-то делать, например, но ругаться можно было, сидеть дома и ругаться. В субботу нельзя было какой-то путь больше на один шаг сделать – так евреи придумали, это не Бог так повелел.

Например, в этот же день лишить крова какую-нибудь вдову, которая не может защититься или начать взыскивать долги с человека, у которого семья и который не может по этим долгам с процентами расплатиться, можно было совершенно элементарно.

То есть, внешнее соблюдение без понимания, что на самом деле суббота собой означает. Вот Христос идет с учениками, ученики устали, они голодны. Христос много путешествовал, у Христа было очень мало времени, он понимал, что дни его коротки, его могут схватить в любую секунду. Он всего три года служил.

И он должен был всю Иудею исходить ногами своими, он должен был везде побывать, со всеми пообщаться, сердца всех зажечь, пробудить душу людей, напомнить, что вот спасение ныне пришло. У него было мало времени.

И Христос порой с учениками – они в одно место идут, потом в другое место – они не останавливались, чтобы поесть. И, например, ученики были, Евангелие сообщает нам в случае, были однажды очень голодны, и Христос их ввел и ввел вперед в какой-то другой поселок или городок. И чтобы побыстрее пройти, чтобы скосить расстояние, они шли полем, а не по дороге.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-7

И ученики даже не могли остановиться на минуту где-то у лавки, чтобы какую-то лепёшку, шаверму какую-то купить. Шавермы тоже тогда были. Ведь что это такое? Лепёшка с мясом, завёрнутым листиками салата. Сказано, что они просто зёрна срывали с колосьев рукой, разминали и бросали себе в рот, чтобы поддержать свои силы.

И евреи говорят:

«Что это они тут сбором урожая занимаются? Что это они тут занимаются сельскохозяйственными работами?».

Потому что сельскохозяйственные работы и сбор урожая запрещены в субботу. Не абсурд ли?

Или Христос приходит в синагогу, и там есть человек больной водянкой, у него выведение жидкости из организма затруднено, какая-то болезнь, мы не знаем точно какая, это целый спектр болезней, и он раздутый, распухший, и этот человек страдает. Сказано, что он смотрел на Иисуса.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-8

Наверное, можно представить себе глаза этого человека, который не просил, чтобы его излечили, потому что в субботу нельзя лечить, потому что в субботу отдыхать нужно, а лечить – это какой-то труд предпринимать в еврейском понимании. А Христос исцеляет этого человека.

И ему говорят:

«Что это он тут лечит кого-то?».

И Христос тоже говорит – просто почитайте вот эти слова Христа, Христос просто не понимает, о чем речь идет.

Много таких случаев там. Скорченная женщина, которую Христос в субботу исцелил, и тоже еврей говорит:

«Что он не мог еще подождать один день хотя бы, пока воскресенье наступит? Пускай бы в воскресенье скорченную исцелял».

А Христос говорит:

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-9

Евреи прекраснейшую, божественную заповедь о субботе, которая должна была напоминать о Боге, о самом лучшем и высшем, что есть в жизни нашей, евреи ее превратили в глупость.

Но можно было бы посмеяться над евреями, но проблема в том, что в нашей жизни нет того, что мы то высокое и прекрасное, что нам дано в вере нашей тоже из-за глупости, из-за каких-то своих неправильных установок или чего-то другого мы это все унижаем и превращаем в фарс и карикатуру. Разве такого не бывает? Бывает.

Разве не бывает такого, когда человек постится, и он внимательно вычитывает на этикетках, чтобы там не было майонеза или яйца или какого-нибудь молочного порошка или лактозы, вычитывает состав продуктов, а тем не менее ругается, скандалит, делает какие-то гадости, халтурит на работе, например, нечестно на работе относится к людям.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-10

Я вот был недавно в одной больнице, и там сидела одна бабушка в регистратуре, просто божий одуванчик, такая хорошая красивая бабушка сидела. И она читала какую-то духовную книжицу – потому что на этой книге были иконы напечатаны – эта бабушка читала и все у бабушки было там иконочками заставлено. Но людей она не обслуживала.

Это не был перерыв, просто она погружена была в книгу. Когда люди стояли, стояли и потом люди стали стучать, бабушка что-то буркнула и так небрежно как-то стала обслуживать людей.

Мне больно стало от того, что я видел, как людей это раздражает. Меня это не раздражает, я спокойно ко всему, что я вижу, отношусь. Меня это не раздражает, но мне больно становится, когда я вижу, как из-за этого ненависть у людей какая-то поднимается.

К чему? К вере нашей. Они скажут, вот какая-то там бабка молится, вместо того чтобы работать, выдавать нам карточки или что-то другое делать. Ведь так люди скажут.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-11

Когда человек постится, а угрызает своих ближних, можно ли сказать, что пост его нормальный? Нет. Когда человек много молится, например, но все знают, муж знает или дети знают, что пока мама или бабушка молится, нужно ходить тихо и по струнке, потому что, если ты ее вдруг отвлечешь, потом весь вечер будет испорчен. Бабушка или мама скандал устроит вам, начнет бурчать, бурчать и так далее. Бывает такое? Бывает.

Много других моментов я не буду сейчас, конечно, приводить, сами подумайте о том, как Господь нам дает прекрасные вещи, которые должны нас научить любви к Богу и к ближним – этим двум самым главным заповедям. Евреи спорили, какая заповедь лучше, все время спорили. Помните богатый юноша спрашивает Христа, какая заповедь большая.

Потому что у евреев в то время были споры, какая заповедь: о любви к Богу или о любви к ближнему.

А Христос говорит:

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-12

То есть он эти две заповеди объединяет. Это уникально. Христос вот эти споры прекращает. Эти заповеди неразделимы. Как монета всегда состоит из двух сторон, нельзя, чтобы монета из одной стороны состояла, как человек состоит из тела и души, а не из одного тела или не из одной души, вот так же точно и вот эта заповедь о любви к Богу и к ближнему двуединая.

Подумайте, дорогие, над тем, что дается нам прекрасного в вере нашей, и как мы можем по глупости своей, по нечуткости, это все испортить. Даётся нам крестное знамение, как выражение нашего глубочайшего благоговения, а ведь можно просто превратить в жест, уже лишенный всякого содержания.

Даются нам коленопреклонения, когда мы становимся на колени и всю душу возносим к Богу, а можно это просто превратить в гимнастику, когда человек делает много-много поклонов и скорее воспринимает просто как разминку для поясницы, для колен, а не как выражение внутреннего состояния. Пост воспринимает как дисциплину аскетическую, оторванную от любви и милосердия.

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-13

Да и вообще вся наша вера, все наше посещение богослужений, чтение духовной литературы – если оно душу нашу не преображает, то нет в этом никакого смысла.

Для многих людей, к сожалению, вера из очень мощного стимула стараться жить по-другому, по-божьему, как Иисус Христос жил, для очень многих вера превратилась в такую уютную раковинку, в которой человек прячется от жизни.

Вот он замкнулся со своими книжками, своими молитвословами, просфорками, календариками, поклонами, службами, а мир как бы существует параллельно. И когда человек вдруг соприкасается с миром, оказывается, что человек колючий и даже неприятный. Он в вере нашел убежище и там спасается в этой уютной маленькой раковинке.

А где мы найдем в Евангелии это? Где мы видим, чтобы Христос сказал, что вот успокойтесь в своей вере, замкнитесь, живите своим маленьким лампадным мирком? Где Христос такое сказал? Нет. Наоборот,

Он сказал:

Сначала дорогие, расскажу историю. Это история о хорошей идее и о том, как человеческая глупость эту идею испортила.-14

Нужно выходить в мир с открытыми объятиями, с доброжелательностью. Это должна быть наша с вами позиция. Даже когда мы встречаем какую-то злобу, неприятие, хамство со стороны неверующих людей нашим оружием должна быть доброжелательность и светлое наше отношение.

Подумаем над тем, что из прекрасного, что Бог и церковь нам дают, мы практически уничтожили, унизили и превратили в карикатуру. Потому что у каждого это будет что-то свое. Я и сам над этим думаю, может быть и в моей духовной жизни есть какие-то вещи, где по-другому надо себя вести или как-то по-другому поступать, которые я унизил и уничтожил.

Подумайте, потому что у каждого, наверное, такие вещи есть.

Господь да благословит вас, дорогие братья и сестры!

Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко

Читайте еще: